◄ От ПИОНЕРа к LG
▲ Выше
О языке программирования LG-систем ►
|
Тесты для шахматной LG-системы |
"Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь"
Козьма Прутков
"Мысли и афоризмы-2", 92. |
Программы — прототипы LG-систем — очень сложны в отладке, т.к. сама модель является сложной, особенно когда ещё не всё себе представляешь. Кроме того, приходиться тестировать много разных алгоритмов сокращения дерева перебора. Поэтому для прототипов LG-систем необходимо иметь классы тестов возрастающей трудности. Классификацию сложных тестов приводит (Stilman, 2000). Однако в самом начале разработки программных LG-систем нужно располагать примитивными тестами. Опять же Штильман, ещё в препринте (1976aa) рассматривал простую позицию (искусственного) шахматного эндшпиля для иллюстрации работы программы ПИОНЕР при формировании зоны.
Рис.1 "00_NhPfBg"-тест LG-системы
LG-анализ подобных позиций показывает, что они состоят из одной-двух зон, а пучок нападения комлевой фигуры имеет одну-две траектории. По аналогии с той позицией, я построил набор тестовых позиций, которые называю вариациями "0-теста Б.Штильмана" для прототипа своей шахматной LG-системы. Основными источниками, содержащими формализацию алгоритмов и блок-схемы, которые я использовал для программирования, были, написанные Штильманом, приложения в книгах Ботвинника (1975, 1979) плюс здравый смысл. Программа создавалась долго и с перерывами, но отступать мне не хотелось. В начале я просто программировал алгоритмы ПИОНЕРа, проникаясь пониманием модели, не раз переделывая программу, переоткрывая для себя то, к чему пришли в конце 70-х годов математики Ботвинника (Штильман, 1981) — это то, что модель (с точки зрения программирования) является многоуровневой иерархией списков (цепочек) — динамических структур данных (Штильман называет это "динамической иерархией подсистем", 2000). Но когда в 2002 году я нашёл в интернете сайт Бориса Штильмана с его статьями по LG, то очень обрадовался. Значит то, чем я занимался — это не просто программирование игры, а — современная математика. Хотя моя программа ещё может содержать ошибки, да и возможности её пока скромные (ведь в шахматы, как и ПИОНЕР, она не играет), тем не менее, она демонстрирует (для тестовых позиций) процесс построения LG-дерева и показывает (в виде карты полей) на шахматной доске зоны атаки, траектории комля, отрицающих фигур и траектории отступления мишени. |
◄ От ПИОНЕРа к LG ▲ В начало текущей О языке программирования LG-систем ► |
Последнее обновление 01.01.2007, size=7 986 bytes
© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, Об авторе eMail: atimopheyev@yahoo.com |