1330/01a.htm
Глава 1     ▲ Выше     БОЛЕСЛАВСКИЙ
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 2.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )



«АВРО» — ТУРНИР, 1938

«АВРО»-турнир, 1938 (7-27 ноября). Двухкруговое состязание, организованное голландской радиокомпанией «АВРО». 15 апреля 1938 года газета «64» писала: «К участию в турнире приглашены сильнейшие шахматисты мира: чемпион мира А.Алехин (Франция), экс-чемпионы мира М.Эйве (Голландия) и Капабланка (Куба), гроссмейстеры Флор (Чехословакия), Файн и Решевский (США), Керес (Эстония) и гроссмейстер-орденоносец М.М.Ботвинник (СССР)». На страницах газеты выступил Ботвинник, рассказавший о планах подготовки к столь ответственному соревнованию и назвавший основных претендентов на первый приз — Алехина и Кереса.

Мировая шахматная общественность и организаторы состязания рассматривали его как неофициальный турнир претендентов, выявляющий будущего соперника Алехина.

Ботвинник приехал в Амстердам с женой Гаянэ и был поражен «изящным старинным городом с несметным количеством велосипедистов», в котором почти не было видно пешеходов. Но турнир проходил во многих городах Голландии. «Нас мотали по всей стране. Перед игрой вместо обеда — два часа в поезде. Пожилые участники — Капабланка и Алехин — не выдержали напряжения», — вспоминал Ботвинник.

В 1-м туре Ботвинник проиграл Файну. «Он великолепно провел партию!» — признался побежденный и бросился догонять лидеров. В 3-м туре в очередном «советско-американском противоборстве» ему удалось взять своеобразный реванш у «заокеанской команды», победив Решевского.

Ботвинник — Решевский «АВРО»-турнир, 1938

Ботвинник — Решевский «АВРО»-турнир, 1938 Ботвинник — Решевский «АВРО»-турнир, 1938

С методичной последовательностью, одерживая победу раз в четыре тура, Ботвинник выиграл в 7-м туре у Алехина, а в 11-м — у Капабланки. Но какие это были победы!

Трудно обнаружить ошибку в ходах Алехина. Используя малейшую неточность противника, Ботвинник методично усиливал свою позицию, и хотя чемпион мира отложил партию при материальном равенстве, его положение было безнадежным. Интересно, что не видя партии, но узнав о том, что на доске равенство, гроссмейстер и известный шахматный журналист Савелий Тартаковер в своем отчете в газету «Телеграф» сообщил, что ничья очевидна. После этого он спокойно отправился играть в карты с Флором... К ним в номер зашел Ботвинник. «Он еще не сдал партии?» — не прерывая игры, спросил Флор. «Кто он?» — заинтересовался Тартаковер. «Да, у Алехина совсем плохо», — ответил Флор. «Вы шутите», — встревожился Тартаковер. Но узнав, что это правда, побежал звонить в редакцию, чтобы исправить отчет... При доигрывании белые быстро добились материального перевеса, и недавно вернувший себе в матче-реванше с Эйве звание чемпиона мира Алехин сдался на 51-м ходу (см. Эндшпиль).

Партию с Капабланкой Ботвинник завершил победой в результате эффектной комбинации с жертвой двух фигур. Этой партией остался доволен и побежденный, который назвал ее «борьбой умов!» (см. Знаменитые партии).

После победы над Капабланкой Ботвинник догнал лидеров Файна и Кереса, но столь вдохновенная игра отняла много сил и нервной энергии. Уже в следующем туре, играя с Эйве, Ботвинник допустил ошибку в равной позиции и проиграл. В итоге он набрал 7,5 очка и занял 3-е место, на очко отстав от победителей, дружно прошагавших весь турнир нога в ногу, — Кереса и Файна. Но зато все три чемпиона мира — Алехин, Капабланка, Эйве остались позади него.


Таблица АВРО-турнира, 1938

Еще до начала турнира Алехин зачитал специально заготовленное заявление, что не собирается идти на поводу у организаторов и что не приемлет навязывание претендента, а будет играть с любым известным гроссмейстером, который обеспечит призовой фонд. Ботвинник, заручившись поддержкой высших инстанций, провел переговоры с чемпионом мира за чашкой чая. Они обсудили сумму, причитающуюся Алехину в случае любого исхода поединка (6700 долларов), и место проведения предполагаемого матча (Ботвинник предлагал Москву, Алехин соглашался на любую страну, кроме Голландии).

Здесь же, в Амстердаме, по окончании «АВРО»-турнира состоялось, как вспоминал Ботвинник, историческое заседание его участников. «Обсуждался вопрос о создании "Клуба восьми сильнейших" с тем, чтобы клуб утвердил правила проведения матчей на первенство мира. Каждый член клуба имеет формальное право вызвать чемпиона. Файну и Эйве было поручено подготовить и разослать проект правил (никто не предлагал привлечь ФИДЕ к решению этого вопроса)».

Подытоживая значение «АВРО»-турнира, и особенно побед над Капабланкой и Алехиным в раскрытии творческого потенциала Ботвинника, в признании мировой общественностью его шахматных притязаний на корону чемпиона мира, Г.Каспаров пишет: «В тридцатые годы у Ботвинника было несколько замечательных успехов, но то, что произошло во время организованного в 1938 году голландской радиокомпанией "АВРО"-турнира, на который были приглашены самые сильные игроки того времени, заставило посмотреть на него по-новому.

Партия, которую я приведу ниже (с Капабланкой), доказывает, что стратегическое зрение Ботвинника было уже на уровне величайших гениев старой гвардии».



АЛАТОРЦЕВ

АЛАТОРЦЕВ Владимир Алексеевич (14 мая 1909, с. Турки Саратовской губ. - 13 января 1987, Москва), международный фоссмейстер (1983), тренер, журналист, один из главных соперников Ботвинника в национальных состязаниях начала 1930-х годов.

Владимир Алаторцев.

Владимир Алаторцев.

Владимир рано научился играть в шахматы, но истинную красоту игры почувствовал, когда начал заниматься у шахматного педагога и теоретика шахмат, двукратного чемпиона СССР Петра Арсеньевича Романовского. За школьными сражениями последовали успехи в профсоюзных соревнованиях, затем в первенствах города и страны. В 1931 году он занял 3-е место в чемпионате Ленинграда, вслед за Ботвинником и Романовским. В том же году дебютировал в 8-м чемпионате СССР и, поделив 3-6-е места, вошел в число ведущих шахматистов Советского Союза. В чемпионате Ленинграда 1932 года и чемпионате СССР 1933 года он был основным конкурентом Ботвинника. Но в обоих турнирах уступил ему в личной встрече и занял 2-е место. В следующем году Владимир стал чемпионом Ленинграда. Ботвинник вспоминал: «Мне довелось играть с Владимиром Алаторцевым много партий. Ряд партий, иногда имеющих решающее значение, я выифывал, но были и напряженные ничьи. Проиграл лишь однажды, когда мы сыфали "показательную партию" с ускоренным контролем, ходы которой передавались по радио в прямом эфире. Было это в Ленинграде в 1933 или 1934 году. Алаторцев особенно хорошо играл сложные, острые позиции. Обычно хорошо ставил партию, особенно белыми. Черными с ним было нелегко играть...»

В 1935 году Алаторцев сыграл вничью матч с венгерским гроссмейстером Андрэ Лилиенталем — 6:6 (+4, -4, =4) и впервые стал участником крупного международного турнира в Москве, где при 20 участниках разделил 9-11-е места с Рагозиным и Романовским, сыфал вничью с тремя первыми призерами — Ботвинником, Флором и Ласкером. С 1936 года жил в Москве. Выиграл два чемпионата столицы (1936 и 1937). В годы Великой Отечественной войны, будучи директором Московского шахматного клуба, он организовал ряд турниров в столице и вел шефскую работу в госпиталях.

Долгие годы Алаторцев выступал в «одной команде» с В.Смысловым, будучи его другом и помощником. «Начиная с 1946 года, Владимир Алаторцев был моим тренером официально, — рассказывает Смыслов. — В 1948 году во время матч-турнира на первенство мира он был моим секундантом. Это был период глубокого творческого общения. Мы совместно анализировали партии, шлифовали позиции. Я стал по его рекомендации играть на 1. d4 — 1. ... d5. Несомненным было его влияние на меня в выработке навыков ифы в закрытых позициях... Во всяком случае Алаторцев подал мне правильную идею, что в борьбе за первенство мира следует обладать более широкой палитрой творчества — и в дебютах, и в миттельшпиле. Поэтому его советы, опыт и глубина понимания позиции очень помогли мне в совершенствовании стиля».

Шахматисты называли Алаторцева между собой «стратег».

«Познакомившись еще 18-летним юношей с партиями В.Алаторцева, — рассказывает гроссмейстер Ю.Авербах, — я увидел, что величие шахмат прежде всего в стратегии, в позиционной игре». «Алаторцев был хорошим стратегом. На его партиях мы учились», — подтверждает 10-й чемпион мира Б. Спасский.

Тонким стратегом был Алаторцев не только на шахматной доске, но и в шахматной политике — семь лет возглавлял он Шахматную федерацию СССР (1955-61). В этот период Алаторцев был одним из организаторов Всемирной олимпиады в Москве (1956), вместе с М.Ботвинником принял активное участие в создании Центрального шахматного клуба на Гоголевском бульваре. Более 20 лет Алаторцев вел шахматный отдел в газете «Вечерняя Москва» (1943-64).

С журналистской и тренерской деятельности он переключился на научную. Защитил диссертацию и был удостоен ученой степени кандидата педагогических наук. В течение 11 лет он возглавлял лабораторию психологии спорта во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры (1965-75), одной из «тайных ветвей» деятельности которой был фундаментальный анализ игры Роберта Фишера (см. в разделе Фишер).

В кругу семьи и друзей «стратег», «политик» и «психолог» преображался в любящего мужа и отца, преданного друга. С ранних лет проявлял он склонность к рисованию. Великолепно разбирался в искусстве, обладал энциклопедическими знаниями во многих областях культуры, был заядлым рыболовом. Его квартира стала постоянным местом встреч известных представителей отечественной интеллигенции. Среди его друзей — супруги Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, семья скульпторов Рукавишниковых, академики П.К.Анохин и И.А.Кассирский, литератор А.В.Богомолов...

В заключение два примера из шахматного творчества Алаторцева.

Керес-Алаторцев, Москва, 1950 18-й чемпионат СССР

Керес-Алаторцев, Москва, 1950

Алаторцев-Лилиенталь, Ленинград, 1935 10-я партия матча

Алаторцев-Лилиенталь, Ленинград, 1935

Соч.:
Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии, М., 1958;
Проблемы современной теории шахмат, М., 1960;
Методика тренировки шахматистов старших разрядов, М., 1962;
Руководство по шахматам, М., 1965 (соавт.);
Творчество в шахматах, М., 1988.

Лит.: Линдер В., Линдер И., Две жизни гроссмейстера Алаторцева, М., 1994.



АЛЕХИНА МЕМОРИАЛ, 1956

АЛЕХИНА МЕМОРИАЛ, 1956 (8 октября — 3 ноября, Москва). Посвящен 10-летию со дня смерти великого русского шахматиста, четвертого чемпиона мира. В нем приняли участие 16 шахматистов из 12 стран мира, среди них М.Ботвинник, В.Смыслов, Д.Бронштейн, П.Керес, М.Тайманов (все СССР), М.Найдорф (Аргентина), С.Глигорич (Югославия), Л.Сабо (Венгрия), Л.Пахман (Чехословакия), Г.Штальберг (Швеция), Г.Голомбек (Англия) и другие. Турнир проходил в Концертном зале имени Чайковского, на нем в качестве почетного гостя присутствовал сын Алехина.

Ботвинник четыре года не играл в международных турнирах (после соревнования в Будапеште 1952, посвященного памяти Гезы Мароци) и был настроен решительно и бескомпромиссно. Он одержал 8 побед, получив специальный приз за наибольшее число выигранных партий! Одна из них — над Н.Падевским — была удостоена специального приза за красоту.

Падевский — Ботвинник, Москва, 1956

Падевский — Ботвинник, Москва, 1956 Падевский — Ботвинник, Москва, 1956

Таблица АЛЕХИНА МЕМОРИАЛ, 1956

На протяжении всего турнира Ботвинник шел в лидирующей группе с Бронштейном, Найдорфом, Смысловым, Таймановым, а после 11-го тура единолично возглавил турнирную таблицу. Перед последним 15-м туром он на очко опережал Смыслова и Тайманова. Уже в третий раз за 8 лет судьба свела Ботвинника и Кереса в последнем туре состязания. И в третий раз, после матч-турнира на первенство мира (1948) и 22-го чемпионата СССР (1955), Керес выигрывает! Единственное поражение в мемориале Алехина Ботвинник потерпел, избрав черными сложную систему игры в сицилианской защите. Смыслов, победив при доигрывании Штальберга, догнал чемпиона мира. В результате 1-2-е места поделили Ботвинник и Смыслов (по 11 очков), 3-е место занял Тайманов (10,5), четвертым был Глигорич, а замкнул пятерку лучших Бронштейн (9,5).



АМСТЕРДАМ — ТУРНИРЫ, 1963, 1966.

В столице Нидерландов председатель общества «СССР — Нидерланды» Михаил Ботвинник считал своим долгом приложить все усилия, чтобы выступить достойным образом. И он достиг поставленной цели: два международных турнира — две победы!

1963, 11-16 декабря. Первое международное выступление Ботвинника после проигрыша им матча на первенство мира Т.Петросяну. Небольшой турнир с участием шести шахматистов, в том числе двух советских — М.Ботвинника и С.Флора и четырех голландских — И.Доннера, X.Боумейстера, Ф.Куйперса, Т. ван Схелтинги, состоялся после кратковременных гастролей гостей по стране с сеансами и лекциями. Турнир закончился уверенной победой Ботвинника, набравшего 4 очка в пяти партиях. На пол-очка отстал Флор. Лучшим из голландцев стал Боумейстер — 3 очка. Неудачно выступил новый лидер шахматистов Нидерландов Доннер (2,5 очка). В партии с ним Ботвинник осуществил излюбленный стратегический прием оккупации конем пункта «c6» с последующим планом вторжения фигур в неприятельский лагерь.

Ботвинник — Доннер, Амстердам, 1963

Ботвинник — Доннер, Амстердам, 1963

1966, 5 — 15 июля. В канун своего 55-летия Ботвинник пополнил список побед очередным успешным выступлением в Амстердаме. Соревнование, организованное фирмой ИБМ (специализирующейся на производстве вычислительной техники), прошло в одном из залов церкви современной архитектуры «De Ark» («Ковчег») и собрало 10 участников, среди них гроссмейстеры Ботвинник, Флор, Сабо, Помар. Ботвинник одержал 7 побед, сыграл вничью с Флором, проиграл голландскому мастеру Барендрехту и на два очка опередил занявшего 2-е место ученика Алехина — испанца Артуро Помара. Стремительная атака черных в партии Ботвинника с Ласло Сабо была одной из самых красивых на турнире.

Сабо — Ботвинник, Амстердам, 1966

Сабо — Ботвинник, Амстердам, 1966

«Редкий в практике гроссмейстеров молниеносный разгром!» — писал чемпион мира Т.Петросян, комментируя эту партию, которую, по его словам, Ботвинник провел с исключительной энергией!

«Блестящим стратегическим достижением» назвал А.Константинопольский партию Ботвинника против А.Помара.

Ботвинник — Помар, Амстердам, 1966

Ботвинник — Помар, Амстердам, 1966

Таблица Амстердам-турнира, 1966




Глава 1     ▲ В начало текущей     БОЛЕСЛАВСКИЙ






Последнее обновление 03.11.2005, size=21 127 byte

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com