1340/Famous-Games.htm
ЗАЩИТА     ▲ Выше     КОМБИНАЦИИ
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 3.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )



ЗНАМЕНИТЫЕ ПАРТИИ.

Уже в начале спортивной карьеры Ботвинника шахматная общественность обратила внимание на исключительное дарование молодого ленинградского маэстро. В начале 30-х годов одна из его партий, сыгранных в 8-м чемпионате СССР с Всеволодом Раузером, обошла мировую печать. Она, по признанию гроссмейстера С.Флора, произвела сильное впечатление: «С этой партией я познакомился еще тогда, когда жил в Чехословакии. Энергия, мощь, тонкий и точный расчет, глубокая стратегия, фантазия привели меня в восторг».

Раузер — Ботвинник, Ленинград, 1933

Оригинальный маневр, нередко применявшийся Ботвинником в дебютных позициях и за белых (см., например, в ст. Атака партию Ботвинник — Портиш) с целью размена и быстрого, с выигрышем темпа, введения в игру ферзя.

Ход в партии позволяет Ботвиннику начать весьма сложную и трудно поддающуюся расчету игру в центре.


И при лучшем ходе белых 20. Фd3 у черных была возможность уравнять игру путем 20...b6!

На долю черного ферзя приходятся в этой партии решающие маневры -сначала в виде челночных движений по диагонали d8-а5, а затем на королевском фланге по диагонали d8-h4.

так как материальные потери неизбежны.

Наиболее известной партией Ботвинника, конечно же, стала выигранная им в блестящем стиле у X.Р.Капабланки в «АВРО»-турнире.

Ботвинник — Капабланка, Роттердам, 1938

«Серьезная позиционная ошибка имеет ясный исторический фон. 50-летний Капабланка в его длинной карьере никогда не имел дело с исчезающими динамическими показателями. Его уникальная интуиция и богатый опыт не послали здесь сигнала о взрывоопасности позиции. Вместо этого он рассчитывал использовать слабость белых полей длинным маневром Ка6—b8—с6—а5—bЗ» (Каспаров).

Как показал анализ, проведенный Ботвинником, не спасало и 25...Лf8, на что могло последовать 26. Фf4! Фd7

Здесь, как показал анализ мастера В.Голдина, белые выигрывают проще, играя 29. Фс7+ Kpg8 30. Фе5

«Атака и защита достигли паритета, каждой стороне нужны резервы, чтобы решить эпическую битву в свою пользу. Вопрос о том, чья легкая фигура с забытого фланга более быстрая. Черный конь собирается использовать тот же самый маршрут КbЗ-а5-с6. А как насчет спящего белого слона?» (Каспаров).

30. Са3!!

«Если первый ход слона 12. Сb2? был точно плохой шуткой, то второй маленький шажок от b2 на а3 создал драму! Действуя как камикадзе, он заставляет черного ферзя снова оставить своего короля, на этот раз не добровольно, и открыть дорогу чужой пешке!» (Каспаров).

Эта позиция стала классическим примером жертвы слона на тему отвлечения. Впрочем она приводится не только в учебниках и сборниках красивейших комбинаций. 16 лет спустя Ботвинник, гуляя по Амстердаму во время Всемирной олимпиады, увидел ее в витрине кондитерского магазина красочно изображенной на большом торте...

У черных нет другого выхода, как принять жертву и попытаться спасти партию путем вечного шаха. В случае отступления ферзя, например 30...Фе8, могло последовать 31. Фс7+ Kpg8 32.Се7 Kg4 33. Фd7.

Белые выигрывают и при


Позиция после 33-го хода черных также стала предметом тщательных анализов, не раз публиковавшихся в советской и зарубежной прессе.

Дискутировались различные варианты. Во-первых, могли ли черные спастись, играя ферзем на d7, c8 или е8? Во-вторых, могли ли белые выиграть ходом 34. Фf7+!? Что касается первого вопроса, то гроссмейстер по переписке Георгий Попов (Болгария) в пространном анализе («Шахматна мисьл», 1989, № 11) показал, что при всех ходах черного ферзя они не могли спастись. А относительно второго вопроса вначале был дан утвердительный ответ, затем найдена ничья вечным шахом -


Наконец, советские аналитики обнаружили, что белые все же выигрывают и при шахе ферзем, если следующим ходом они сыграют 35. g3, что позволит их королю избежать вечного шаха на поле hЗ.

«Многие годы после партии, — пишет Ботвинник, — я не понимал, почему кубинец, когда давал шахи белому королю, предпочитал держаться ферзем на полях с2, d3 и е4. Гениальный практик надеялся, что в цейтноте белые будут избегать размена ферзей и согласятся на вечный шах».

«По-моему, — писал в заключение своего яркого комментария партии Ботвинник — Капабланка Г.Каспаров в 1999 году, — это был символический конец героической эры шахматных титанов, господствовавших благодаря их природному таланту. В этот исторический момент профессиональный подход стал играть все большую роль, поскольку эта неотъемлемая часть шахмат и есть путь к окончательному успеху».

Среди других знаменитых партий Ботвинника назовем игранные им — на первой доске в радиоматче СССР — США (1945) с А.Денкером; на турнире в Монте-Карло (1968) с Л.Портишем (см., обе в ст. Атака) на Всемирной олимпиаде в Болгарии (1962) с Р.Фишером, две — с М.Эйве — в Гронингене (1946) (см. Защита) и в матч-турнире 1948.





ЗАЩИТА     ▲ В начало текущей     КОМБИНАЦИИ






Последнее обновление 03.11.2005, size=10 318 byte

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com