◄ ПОРАЖЕНИЯ
▲ Выше
ЭСТЕТИКА ►
|
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 3.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )
|
ЭНДШПИЛЬ. |
Общепризнанным было мастерство Ботвинника в конечной стадии шахматной партии. Здесь даже небольшое преимущество оказывалось для него достаточным, чтобы филигранной техникой довести встречу до победы. И столь же убедительным оказывалось порой его искусство спасения, на первый взгляд, безнадежных позиций, как это было, например, в известных партиях с Эйве (Гронинген, 1946) или с Фишером (Варна, 1962) (см. ст. Защита). Здесь сказывалось многое, характерное для Ботвинника: и обширные знания в области теории и практики предшественников, и высокое аналитическое мастерство, и нахождение парадоксальных решений, и, наконец, приверженность к этюдному творчеству, которое позволяло находить такие тонкости в эндшпилях, которые нередко ускользали от противников. Нередко Ботвинник после сложной борьбы в миттельшпиле переводил партию в «тихую» гавань эндшпиля, где выкристаллизовывалось «небольшое» преимущество, достаточное для победы. Как это было в его знаменитой партии с Алехиным в «АВРО»-турнире. Примечательно признание его противника о ней: «Из 14 партий, которые я сыграл в этом турнире, только однажды я почувствовал, что мой партнер переиграл меня, — это была партия с Ботвинником в 7-м туре». Первая половина ее протекала относительно спокойно и уже к 22-му ходу партия перешла в эндшпиль с небольшим числом фигур, но с позиционным перевесом белых. Интересно проследить, как постепенно это преимущество белых возрастало. Приводим ее с отдельными комментариями победителя. Ботвинник — Алехин, Амстердам, 1938 «Позиционный перевес белых в эндшпиле очевиден. Они безраздельно владеют вертикалью "с", а по вертикали "е" ладья черных не имеет возможности проявить активности. В трудной позиции Алехин находит лучшую возможность вытеснить ладью белых с седьмой горизонтали, но, как оказывается, ненадолго». «Хотя у белых нет никакого материального перевеса и позиция пешек почти симметрична, из-за различия положения фигур черные находятся на грани цугцванга. Так, например, в случае 25...Kd7, 25...Ле8 или 25...Kpf7 ладья белых с выгодой возвращается на поле с7. Черные вынуждены поэтому пойти на ослабление своей пешечной структуры, продвигая пешки "g" и "h", чтобы освободить короля от их защиты». «Единственная возможность воспрепятствовать коню белых занять поле f4. Однако теперь пешка `f4 будет постоянно нуждаться в защите. Ради того чтобы зафиксировать эту ее слабость, белые отказываются от выигрыша пешки путем 32. Кb4». «Здесь партия была отложена, и белые записали свой ход. Перед доигрыванием Алехин через посредника передал мне, что сдает партию, если записан ход 41. Лg5. Я не стал обсуждать это предложение и передал своему противнику, что если он полагает, что я записал неудачный ход, то ему вообще не следовало делать такого предложения, которое способно нарушить тайну записанного хода». «Последняя надежда черных на ладейное окончание. Но их положение настолько неблагоприятно, что и без коней им не найти спасения». В заключение итоговый комментарий Ботвинника к этой партии: «Один из тех эндшпилей, где нет красивых ходов и сложных расчетов; все ходы кажутся простыми, но нельзя исключить ни одного из них, ибо все они крепко между собой связаны. В этом и состоит их подлинная сила». У Ботвинника не было «любимых» фигур, которыми бы он действовал особенно искусно в эндшпиле. Ему были подвластны все виды эндшпиля — от пешечного до ферзевого, и в каждом он находил нюансы, необходимые для победы или упорной защиты. Вот несколько примеров его высокого искусства в разыгрывании окончаний. Пешечный эндшпиль с М.Таймановым (1967), коневой — с П.Кересом (1948), слоновый «разноцвет» — с А.Котовым (1955), ладейный — с М.Найдорфом (1956), ферзевый — с Н.Миневым (1954). Тайманов — Ботвинник, Москва, 1967 На первый взгляд белым обеспечена ничья: 38...Kpf6 39. Kpg3 Kpf5 40. е4+ Кр:е4 41. Kp:g4 e5 42. Kpg5 и пешки проходят одновременно. Нельзя 38...g5 39. h5 Kpg7 40. Kpg3 Kph6 41. Kp:g4 a5 42. e4 a5 43. e5, и черные оказываются в цугцванге и проигрывают. Но Ботвинник парадоксальным ходом нашел путь к выигрышу: Очередь хода передана белым! Ход записан при откладывании партии, но затем белые сдались ввиду неизбежного цугцванга: Ботвинник — Керес, Москва, 1948 В такой позиции партия была отложена после 41-го хода белых. Далее последовало: Белые выигрывают темп, чтобы установить контроль над пунктом е5. Поcле размена коней эндшпиль проигран для черных. Котов — Ботвинник, Москва, 1955 Ботвинник: «Вероятно, наиболее изящное в моей турнирной практике окончание с разноцветными слонами». Ботвинник — Найдорф, Москва, 1956 Несмотря на лишнюю пешку, выигрыш для белых непрост, и он достигается лишь благодаря активной позиции их фигур: Если 67...Ла7, то 68. Ле5!, и белые выигрывают. В практике Ботвинника ладейные окончания встречаются часто, и игра его в них весьма поучительна. К тому же он проявлял интерес и к теории этого типа окончаний, свидетельством которого явилась пространная публикация анализа Ботвинника «Ладейные концы с пешками "f" и "h"» в журнале «Шахматы в СССР» (1949, № 7 и 8). В ней были рассмотрены многочисленные позиции, как выигранные, так и ничейные, и сделаны выводы, ценные для теории эндшпиля и полезные для практической игры. Одно из исследований ладейного эндшпиля М.Ботвинника в журнале «Шахматы в СССР» (1949, № 7). И, наконец, имеющий теоретическое значение пример ферзевого эндшпиля. Ботвинник — Минев, Амстердам, 1954 |
◄ ПОРАЖЕНИЯ ▲ В начало текущей ЭСТЕТИКА ► |
Последнее обновление 03.11.2005, size=11 152 byte
© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com |