С юных лет Ботвинник приучил себя к самостоятельности,
самоконтролю, самодисциплине. Он был творческой, независимой личностью.
«У Вас нет чувства стадности», — сказал ему как-то известный математик Н.А.Криницкий.
В обществе, за все и всегда голосовавшем единогласно, подобный комплимент дорого стоил.
Принцип самостоятельности стал основополагающим и в педагогической деятельности
Ботвинника. Первыми примерными шахматными учениками 25-летнего Ботвинника
стали ученые, с которыми он занимался в середине 1930-х годов в «комнате
Дон Кихота» в ленинградском Доме ученых. Вскоре его подопечными стали юные
шахматисты, но гораздо более высокой квалификации. 27-летний учитель теперь
преподавал в кабинете Александра III. В конце 1930-х годов Аничков дворец
«превратился» в Дворец пионеров, в котором открылся и шахматный клуб. «Занимались
мы по воскресеньям, — вспоминал Ботвинник, — один раз в две недели (человек
10-12) — один у демонстрационной доски докладывал, другие слушали и критиковали.
Разгорались дискуссии, атмосфера бывала накаленной. Докладчики намечались
заранее, они сообщали о выполненных заданиях, притом самых различных: теоретическая
коллекция эндшпилей, комментирование партий, анализ какого-либо дебюта
и т. п. Характер заданий определялся шахматными качествами ученика: скажем,
он неудачно разыгрывал начало партии или эндшпиль, или небрежно анализировал
свои партии — именно это и определяло тип и тему задания. К каждому слушателю
подход был индивидуальный».
Одним из его учеников того периода был будущий международный гроссмейстер
Марк Тайманов, который с благодарностью вспоминал учителя и его метод:
«Упор делался на широту и точность анализа, обстоятельность, а главное
— на самостоятельность выводов. Ботвинник требовал от своих учеников тщательного
и критического разбора игранных ими турнирных партий. Теперь, оглядываясь
назад, я понимаю, как это было мудро: Ботвинник приучал нас не только к
кабинетной работе за шахматной доской, но и к литературным новинкам, столь
необходимым в профессиональной шахматной жизни».
В 1939 году Ботвинник с королевской щедростью поделился с шахматным
миром своим опытом и взглядами на систему подготовки, опубликовав в турнирном
сборнике, посвященном 11-му чемпионату СССР, статью «О моих методах подготовки
к соревнованиям. Турнирный режим».
Надо быть сильно уверенным в своих силах, чтобы в ранге претендента
на мировое первенство раскрыть тайны и особенности творческой лаборатории.
Кроме того, это был шаг Просветителя и Учителя.
В середине 1960-х годов в Москве спортивным обществом «Труд» была организована
шахматная школа одаренных юных шахматистов, и ее первым руководителем стал
Ботвинник. Три раза в год во время каникул двадцать юношей из разных городов
страны приезжали для занятий в этой школе. Среди его учеников были Анатолий
Карпов из уральского города Златоуст, Юрий Балашов из города Шадринск,
Наум Рашковский из Караганды, Юрий Разуваев из Москвы. Все они стали международными
гроссмейстерами, а Карпов — чемпионом мира.
Ботвинник всегда напоминал юным шахматистам, что шахматы — это не только
борьба умов, но и борьба нервов. «Часто побеждает тот, — писал он, обращаясь
к молодежи, — у кого больше выдержки, кто не теряется в трудных положениях,
сохраняет самообладание до конца партии, у кого сильнее воля». Ботвинник
не советовал играть «без передышки», турнир за турниром.
«Чтобы играть успешно, нужно испытывать шахматный голод», — считал он.
И нередко говорил ученикам: «Не играйте много, оставляйте время, чтобы
думать о шахматах».
Ветеран шахмат учил ребят самостоятельно мыслить, работать, анализировать.
Интересно, что когда однажды он предложил своим ученикам исследовать отложенную
на Олимпиаде в 1962 году позицию с Фишером, 13-летний бакинский школьник
Гарри Каспаров нашел еще один путь к ничьей, ранее не обнаруженный ни Ботвинником,
ни другими гроссмейстерами.
Летняя сессия «Школы Ботвинника-Каспарова» в литовском городе Друскининкай.
Среди учеников — В.Крамник, С.Тивяков, А.Широв.
Это уже был представитель очередной волны юных шахматных талантов, в
их числе С.Долматов, А.Юсупов, Л.Псахис, А.Харитонов, Я.Эльвест, Э.Розенталис, А.Соколов,
С.Ионов, А.Ненашев, Е.Ахмыловская, Н.Иоселиани, Л.Зайцева. Сплошные претенденты, чемпионы,
гроссмейстеры. Зимняя и весенняя
сессии школы Ботвинника проводились в домах отдыха под Москвой, осенняя
— на берегу Черного моря в пионерском лагере «Орленок» (близ Туапсе). Около
40 лет прошло с момента первых учительских опытов Ботвинника, но его метод
оставался прежним и продолжал приносить прекрасные плоды. «Убежден, — подчеркнул
Гарри Каспаров в 1985 году, после завоевания им звания чемпиона мира, —
что пять лет, проведенных в школе Ботвинника (1973-78), сыграли решающую
роль в моем формировании как шахматиста и определили путь дальнейшего совершенствования».
Многие из учеников Ботвинника становились не только известными шахматистами,
но и хорошими тренерами (Балашов, Юсупов, Долматов, Разуваев), а Гарри
Каспаров, став чемпионом мира, продолжал помогать Учителю воспитывать новые
таланты. Школа стала именоваться «Школа Ботвинника — Каспарова»
(см. раздел Каспаров).
В марте 1988 года Ботвинник последний раз участвовал в ее учебной сессии.
|