1340/Combination.htm
ЗНАМЕНИТЫЕ ПАРТИИ     ▲ Выше     КОМПОЗИЦИЯ
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 3.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )



КОМБИНАЦИИ.

Тактическая зоркость — одна из граней таланта Ботвинника. В ряде его партий встречаются многоходовые комбинации, как, например, в партии с Капабланкой в «АВРО»-турнире (см. Знаменитые партии) или в партии с Портишем (1968), где десятиходовая жертвенная комбинация привела к полному разгрому позиции королевской рокировки противника и красивому мату (см. Атака)

Партия Ботвинника с С.Тартаковером была удостоена специального приза как красивейшая на международном турнире в Англии (1936). Она получила высокую оценку со стороны великого мастера комбинации Александра Алехина. Приводим ее с отдельными комментариями Ботвинника и Алехина.

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

«Логичнее было 11...Kg6 12. Ле1 Фа5, хотя и тогда положение белых намного свободнее» (Ботвинник).

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

«Сыграно азартно. Черные рассчитывают на чудо — что белые допустят ход Kg6, после чего станет невозможным продолжение f2-f4. Но белые, конечно, не ждут. Осторожнее и лучше было 13...Kg6, и продолжение 14. f4 ef 15. gf Kh4 не столь безоблачно для белых. Поэтому я предпочел бы 14. b4» (Ботвинник).

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

«Решающая потеря драгоценного времени. После 15...ef 16. C:f4 Kg6 черные отдавали пешку h6, но получали какую-то контригру» (Ботвинник).

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

«После 17...Фc8 18. d6 Cd8 атака белых развернулась бы не так стремительно, как это случилось в партии» (Алехин).

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

«Это решает, так как черная ладья не может двинуться! Если, например, 20..Лf8, то 21. Фd2 Лb8 22. Фf2 и выигрывают» (Алехин).

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

«Вместо того, чтобы забрать качество и пешку путем 21. К:е8+ Л:е8 22. К: е7 с последующим С: h6+ и Л : f6, белые предпочитают сами принести материальные жертвы с целью создать матовую атаку. Трудно сказать, какой из этих двух методов сильнее, ибо оба они обеспечивают победу. Однако путь, избранный Ботвинником, безусловно изящнее» (Алехин).

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

«Или 21...Л:е7 22. Kf5+ C:f5 23. ef, выигрывая фигуру» (Ботвинник).

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

22. Л:f6

«Продолжение отнюдь не трудное, но производящее чрезвычайно сильное эстетическое впечатление, потому что последующие ходы принадлежат к числу так называемых "тихих", то есть без шахов» (Алехин).

22...Kp:f6 23. Фh5 Угрожая матом в 2 хода.

23...Kg6 24. Kf5!

«Главная тонкость начатой белыми на 21-м ходу атаки. Плохо 24...C:f5 из-за 25. ef, а на 24...Лh8 выигрывает как

Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936 Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936 Ботвинник — Тартаковер, Ноттингем, 1936

И еще одна комбинация, на этот раз не столь далеко рассчитанная, как названные выше, но тоже весьма эффектная.

Ботвинник — Александер, Радиоматч СССР — Великобритания, 1946

Ботвинник — Александер, Радиоматч СССР — Великобритания, 1946

О роли комбинации в шахматной партии и в творчестве шахматиста М. Ботвинник не раз выступал в печати, давая определение шахматной игры как области искусства (см. Эстетика). Еще в 1939 году в журнале «Шахматы в СССР» он выступил с небольшой статьей «К вопросу об определении комбинации». И почти сорок лет спустя в 4-м томе «Аналитических и критических работ» (М., 1987) он продолжал настаивать на истинности своего определения: «Комбинация есть форсированный вариант с жертвой».

Многие шахматные авторитеты не согласились с этим определением. Обязательна ли для нее жертва? Почему только форсированный вариант? Являются ли комбинацией только сами жертвы или все последующие ходы, пусть нефорсированные, ведущие к изменению положения в пользу ее инициатора. И т. д. и т. п. Все эти и другие вопросы стали предметом дискуссии на страницах шахматной печати. По ним и в конце 20 века не было единой точки зрения.





ЗНАМЕНИТЫЕ ПАРТИИ     ▲ В начало текущей     КОМПОЗИЦИЯ






Последнее обновление 03.11.2005, size= 8 569 byte

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com