1330/5k.htm
ГАСТИНГС—ТУРНИРЫ     ▲ Выше     ЛЕВЕНФИШ
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 2.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )



КЕРЕС

КЕРЕС Пауль (7 января 1916, Нарва -5 июня 1975, Хельсинки), эстонский шахматист, международный гроссмейстер (1950), претендент на мировое первенство, участник матч-турнира 1948 года на звание чемпиона мира.

Пауль научился играть столь же рано, как и Капабланка, — в 4 года. Его постоянным партнером был 7-летний брат Харальд, в будущем известный ученый-физик. В 13 лет Пауль впервые пришел в шахматный клуб города Пярну и неожиданно выиграл блицтурнир, победив во всех партиях. В юном возрасте Керес уже составлял первые шахматные задачи и играл по переписке (проводя до 150 партий одновременно!). Тем и другим Керес занимался и впоследствии. Им создано около двухсот композиций. Следующая задача была составлена 16-летним Кересом.

Керес

В 19 лет Керес проявил себя и как сильный практический шахматист, победив в чемпионате Эстонии и возглавив команду страны на Всемирной олимпиаде в Варшаве (1935). В первом же туре он встретился с чемпионом мира Алехиным и... проиграл. Тем не менее уже тогда его комбинационный талант произвел сильное впечатление, его называли «новым Морфи». Год спустя на турнире в Бад-Наугейме Керес добивается первого международного успеха, поделив 1-2-е места с Алехиным. В 1937 году последовала серия блестящих побед в Маргите, Остенде, Праге, Вене и Земмеринг- Бадене. После Земмеринга газета «Тайме» писала, что «Керес вносит в игру атмосферу высшего приключения... Только он и Алехин могут принести нам освобождение от бесконечного однообразия позиционной игры».

Стало очевидным, что Керес вошел в число претендентов на мировое первенство. Это подтвердил и его блестящий результат в знаменитом турнире 1938 года, где в двухкруговом состязании с участием восьми сильнейших шахматистов мира он разделил 1-2-й призы с Р. Файном. Когда 32 года спустя во время матча века «СССР — сборная мира» Кереса, показавшего лучший результат в советской команде (3:1 в поединке с Бориславом Ивковым), спросили о его лучшей партии в спортивной карьере, он ответил: «Могу назвать лишь важнейшую — это победа над Файном в "АВРО"-турнире 1938 года».

Файн-Керес, «АВРО»-турнир, 1938

Файн-Керес, «АВРО»-турнир, 1938 Файн-Керес, «АВРО»-турнир, 1938

(«В этом простом ходе вся соль плана черных. Они отыгрывают пешку и несколько опережают противника в развитии». — П.Керес.)

Файн-Керес, «АВРО»-турнир, 1938

В 1948 году Керес участвовал в матч-турнире на первенство мира и занял 3-4-е места. А начиная с 1953 года в четырех турнирах претендентов подряд он с удивительным постоянством финиширует вторым. Такая стабильность была показателем высочайшего класса. Не случайно Петросян заметил: «Легче стать один раз первым, чем четырежды вторым». А Ботвинник назвал Кереса сильнейшим турнирным бойцом. Ведь Керес участвовал в 70 международных турнирах и победил в более двадцати из них. Трижды становился чемпионом СССР (1947, 1950 и 1951). Он был всегда корректен и доброжелателен, прекрасный теннисист (участник первенств Эстонии!), высоко эрудированный («Не было на планете языка, на котором не мог что-то сказать Керес, не было книги, которую он бы не прочёл». — М.Таль). А в наследство потомкам он оставил 42 книги, среди которых и дебютные монографии, и аналитические труды по эндшпилю, и сборники своих избранных партий. Среди лучших партий Кереса не мало выигранных им в разное время у всех бывших или будущих чемпионов мира, с которыми ему доводилось встречаться в турнирах — например, у Капабланки («АВРО»-турнир, 1948), Алехина (Маргит, 1938), Эйве (Нордвейк, 1938; матч-турнир, 1948), Таля и Фишера (турнир претендентов, Блед, 1959), Петросяна (чемпионат СССР, 1949), Спасского (межзональный турнир, Гетеборг, 1955), Ботвинника (матч-турнир, 1948, и турнир памяти Алехина, Москва, 1956).

Пауль Керес.

Пауль Керес

Керес — Ботвинник, Москва, 1956

Керес — Ботвинник, Москва, 1956

Немногие выигранные у Ботвинника партии, естественно, приносили Кересу особое удовлетворение. Ибо по опыту своих встреч с ним в матч-турнирах 1941 и 1948 годов он знал, «что у него вырвать победу почти невозможно». Эти слова были сказаны им в одном из интервью 1963 года. Показательна и оценка Кересом Ботвинника в книге о матч-турнире 1948: «Его игра отличалась большой глубиной и разносторонностью, а в спортивном отношении была просто великолепна. Звание чемпиона мира получил, несомненно, достойнейший из всех партнеров».

В свою очередь, Ботвинник неоднократно подчеркивал, что одним из самых трудных соперников на его шахматном пути к вершинам Олимпа был Пауль Керес. «Конечно, когда мы с ним конкурировали, — писал Ботвинник в 1991 году в связи с 75-летием со дня рождения Кереса, — как всегда в такой ситуации, отношения были острыми, а затем — самыми хорошими... Жизнь Кереса — прекрасный пример служения шахматному искусству». Свои воспоминания об эстонском гроссмейстере Ботвинник закончил словами: «Когда бываю в Таллине, то прихожу на кладбище, что на берегу залива, чтобы поклониться великому шахматному художнику нашего столетия».

Памяти Кереса посвящаются традиционные международные турниры в Таллине; там же в 1975 году был открыт Дом шахмат имени Пауля Кереса.

Соч.:
— Школа шахматной игры, Тал., 1948;
— Матч-турнир на первенство мира по шахматам. Гаага-Москва, 1948 г., Тал., 1950;
— Теория шахматных дебютов. Открытые дебюты, ч. 1-2, Тал., 1949-53;
— Французская защита, М., 1958;
— Избранные партии, Тал., 1961 (на эст. яз.);
— Сто партий, М., 1966.

Лит.: Хеуэр В., Наш Керес, Тал., 1977 (на эст. яз.); Нейштадт Я., Шахматный университет П.Кереса, М., 1982; П.Керес, Тал., 1985.



КОМАНДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ.

Дебютировав в составе сборной Ленинграда в матче с командой Стокгольма (1926), Ботвинник впервые почувствовал «вкус» игры за команду, когда на плечи ложится двойная ответственность, когда неудача товарища на соседней доске удесятеряет силы остальных, старающихся возместить потерянное, когда радость общей победы затмевает скромный личный успех. Одним из последних выступлений Ботвинника в шахматных соревнованиях стало участие в «Матче века» за сборную СССР в 1970 году.

Между «стартом» и «финишем» на дистанции в 44 года Ботвинник неоднократно играл в различных командных соревнованиях за сборную страны, города, общества. Наиболее значительными, конечно, стали Всемирные олимпиады, среди других выделяются матчи СССР-США, СССР-Великобритания, «Матч века», чемпионаты Европы, Спартакиады народов СССР, командные первенства СССР.

Партия с С.Решевским

Партия с С.Решевским только что закончилась, но Ботвинник еще «весь в игре». Матч СССР-США. 1946.



СССР — США матчи.

СССР — США матчи. Ботвинник сыграл в трех матчах. Первый из них — знаменитый радиоматч состоялся вскоре после окончания Второй мировой войны (1-4 сентября 1945). Проводился на 10 досках в 2 круга. Соперником Ботвинника был чемпион США Арнольд Денкер. Советский шахматист выиграл обе встречи, а общий итог матча (15,5:4,5) стал сенсацией. Подобного разгрома многократных победителей «Турниров наций» никто не ожидал.

Через год состоялась очная встреча в Москве (12-16 сентября 1946). В командах было по 10 участников. На этот раз Ботвинник сыграл с одним из претендентов на мировое первенство Сэмуэлем Решевским и также добился победы (1,5:0,5). Счет матча 12,5:7,5.

В третий раз Ботвинник сыграл в матче с США в 1955 году. Поединок также состоялся в Москве (26 июня — 6 сентября). Как и в предыдущих матчах, он играл на 1-й доске, возглавляя команду из 8 шахматистов. Матч игрался в 4 круга. Впервые Ботвинник уступил С.Решевскому 1,5:2,5 (+0, -1, =3). Общий итог матча 25:7 в пользу сборной СССР.

СССР — Великобритания, радиоматч. Состоялся 19 — 22 июля 1946. В каждой команде по 12 участников (10 мужчин и 2 женщины). Лидер сборной СССР играл со знакомым ему еще по Ноттингему мастером Александером и закончил двухкруговой поединок вничью — 1:1 (каждый из соперников выиграл по одной партии). Общий счет матча 18:5 в пользу советской команды.

«Матч века», 1970, Белград. В поединке сборная СССР — сборная мира Ботвинник сыграл мини-матч из 4 партий с 35-летним югославским гроссмейстером Миланом Матуловичем. Уже в первой партии, применив черными защиту Уфимцева, Ботвинник смело пошел на обострение и сумел захватить инициативу. Соперники рокировали в противоположные стороны, но благодаря фианкетированному слону на «g7», словно лучом лазера пронизывающим большую диагональ, черные развили сильную атаку на пункт «b2».

Матулович — Ботвинник, Белград, 1970

Матулович — Ботвинник, Белград, 1970

В последующих трех партиях были зафиксированы три бескомпромиссные ничьи, и в итоге Ботвинник добился победы — 2,5:1,5 (+1, -0, =3). Мировая печать и многие участники состязания назвали его одним из героев исторического матча (подробнее о матче см. в разделе Спасский).

Европы чемпионаты. Ботвинник принял участие в 2-м и 3-м командных чемпионатах континента, которые состоялись в Германии в 1961 году (Оберхаузен) и в 1965 году (Гамбург). В первом из них, прошедшем вскоре после окончания матча-реванша с М. Талем (1961), Михаил Ботвинник, выступая на 1-й доске, показал лучший результат: 6 очков из 9 (+4, -1, = 4). Четыре года спустя выступил менее удачно, играя на 2-й доске (+2, -3, =3).

Спартакиада народов СССР. В составе сборной Москвы Ботвинник играл в трех Спартакиадах (1959, 1963, 1967), в двух из них команда Москвы становилась победителем. Свой лучший результат Ботвинник показал в 1963 году (после проигрыша в матче на первенство мира Т. Петросяну). В 9 партиях Ботвинник набрал 8 очков (+7, -0, = 2). Но личный успех не всегда гарантирует командный. Москвичи заняли тогда 2-е место, пол-очка уступив сборной РСФСР.

Общий итог выступлений Ботвинника на Спартакиадах: 18 очков из 24 (+13, -1, =10).

Командные первенства СССР. «Реванш отменен? Да здравствует реванш!» — мог воскликнуть в душе экс-чемпион мира Михаил Ботвинник после убедительной победы над чемпионом мира Тиграном Петросяном в матче «Труд» — «Спартак» на командном первенстве СССР 1964 года: этот турнир стал очередным бенефисом 53-летнего ветерана, победившего также 42-летнего экс-чемпиона мира Василия Смыслова («Буревестник») и талантливого 19-летнего чемпиона СССР Леонида Штейна («Вооруженные Силы»). Еще три встречи Ботвинник завершил вничью и ни одной не проиграл (4,5 очка из 6)!

Ботвинник — Петросян, Москва, 1964

Ботвинник — Петросян, Москва, 1964

Прошло два года, и Ботвинник сыграл за «Труд» еще на одном командном чемпионате СССР (1966), и вновь успешно, набрав 6 очков из 8 (+5, -1, = 2)! На этот раз жертвами неувядаемого бойца стали Василий Смыслов, Пауль Керес, Борис Спасский.



КОТОВ

КОТОВ Александр Александрович (12 августа 1913, Тула — 8 января 1981, Москва), международный гроссмейстер (1950) и шахматный литератор, претендент на мировое первенство.

В детстве отец научил Александра играть в шашки. Эта счетная многовариантная игра понравилась мальчику, и уже вскоре он стал обыгрывать своего учителя. В школьные годы друзья познакомили его с шахматами, которые сразу захватили и покорили Александра. В 16 лет он — чемпион города. После окончания Тульского механического института Котов переехал в Москву. В чемпионате столицы проходят его «шахматные университеты». В отдельные дни он занимается этой игрой по 14-16 часов (!). Уже в киевском полуфинале чемпионата СССР 1938 года Котов выполнил норму мастера и добился права играть в финале, где играли почти все сильнейшие шахматисты страны во главе с гроссмейстерским дуэтом М.Ботвинником и Г.Левенфишем. Неожиданно для всех Котов оказался серьезным конкурентом Ботвинника в борьбе за 1-е место. И лишь в последнем туре победителю Ноттингема удалось опередить дерзкого дебютанта, победив его в очной встрече.

Александр Котов, заняв 2-е место, стал третьим гроссмейстером СССР.

Во время войны Александр работал в конструкторском бюро, разрабатывая новейшие минометные системы. Именно ему принадлежала идея изобретения 120-миллиметрового миномета, за что Котов был удостоен высшей в то время награды — ордена Ленина (1944).

После войны Котов добился ряда блестящих спортивных достижений — в чемпионате СССР (1948, 1-2-е места), межзональных турнирах в Сальтшебадене (1948, 4-е) и Стокгольме (1952, 1-е), в Венеции (1950), Гастингсе (1962/63). Исключительно высоко оценил Ботвинник его победу в Швеции: «Самым большим триумфом Котова несомненно был международный турнир в Стокгольме (1952). Не проиграв ни одной партии, он обошел ближайшего конкурента на 3 очка, хотя среди участников были такие именитые гроссмейстеры как Петросян, Геллер, Глигорич, Тайманов, Авербах, Сабо, Штальберг, Унцикер... Примечательно, что в этом турнире 39-летний Котов проявил себя как мастер разностороннего стиля, он играл так, чтобы его партнеры не могли проявить своих лучших качеств, — высшее мастерство в шахматах!»

В турнирах претендентов успехи Котова были менее значительными: Будапешт (1950, 6-е место), Цюрих (1953, 8-9-е). Но именно в Цюрихе сыграл он свою «бессмертную» партию с гроссмейстером Авербахом, пожертвовав ферзя за пешку!

Авербах-Котов, Цюрих, 1958

Авербах-Котов, Цюрих, 1958

Александр Котов.

Александр Котов

Котова порою называли «тульским самородком». До многих шахматных вершин талантливый юноша дошел, как говорится, «своим умом». Тайны овладения шахматным мастерством он раскрыл в ряде книг. Самые известные из них — «Тайны мышления шахматиста» (1970) и вышедшая в Москве уже после смерти Котова — «Как стать гроссмейстером» (1985).

Много лет жизни посвятил Котов изучению жизненного и творческого пути четвертого чемпиона мира по шахматам, его великого соотечественника Александра Алехина. На несколько языков был переведен его капитальный двухтомный труд «Шахматное наследие Алехина» и роман «Белые и черные». По мотивам этого романа, посвященного жизни Алехина, им был написан и киносценарий «Белый снег России».

«Последние годы он внимательно следил за моей работой по созданию искусственного гроссмейстера, — вспоминал Ботвинник. — Торопил меня и сердился, что работа затягивается... Он уже начал писать роман на эту тему. Доверительно сообщил, что имя героя романа — Направник. "Что не обидитесь? — посмеивался он. — Ведь созвучно!" ...Хотя здоровье его поколебалось, но ритм жизни не слабел. Успел Александр Котов сделать многое. Шахматный мир его не забудет».

На турнире в Гронингене (1946) Котов не добился больших успехов. Но его победы над первым (Ботвинник) и вторым (Эйве) призерами запомнились шахматному миру.

Ботвинник — Котов, Гронинген, 1946

Ботвинник — Котов, Гронинген, 1946

Соч.: Международный шахматный турнир, Венеция, 1950, М., 1952; Межзональный шахматный турнир в Стокгольме 1952 г., М., 1954 (сост.); Советская шахматная школа, 2 изд., М., 1955 (соавт.); Записки шахматиста, М., 1957; Похищение Прозерпины, М., 1961; Избранные партии, М., 1962; В шутку и всерьез, М., 1965; Белка в колесе, М., 1967; Труд, талант, победа, М., 1969 (соавт.); Тайны мышления шахматиста, М., 1970; А.Алехин, М., 1973; Мастерство, М., 1975; Шахматная школа, М., 1976 (соавт.); Уральский самоцвет, 2 изд., М., 1980; Шахматное наследие Алехина, 2 изд., т. 1-2, М., 1982; Как стать гроссмейстером, М., 1985.

Лит.: А. Котов, М., 1984.





ГАСТИНГС—ТУРНИРЫ     ▲ В начало текущей     ЛЕВЕНФИШ






Последнее обновление 03.11.2005, size=21 100 byte

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com