m_fischer5_p01_09.htm
из Части 4     ▲ Выше     из Части 7

Евгений Мансуров
"Роберт Дж. Фишер: американский гений против шахматного компьютера"
из Части 5

(Начало см. "Мир ПК-диск", 03-06/2004)

ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                     ИЮЛЬ 2004


11. В поисках идеального образца

Межвременье 1980-х годов, когда налицо имелись признаки компьютерного кризиса, осталось позади. А в грядущие 1990-е годы эксперты вглядывались с вновь обретённым оптимизмом, предпосылкой для которого стало ускорение научно-технического прогресса. Применение специализированных компьютеров позволило увеличить "скоросчётную" мощь программ не на доли, а в разы. А использование многопроцессорных блоков дало возможность повысить качественную оценку позиции. С перспективами последнего направления — научить машину играть позиционно — и был напрямую связан дальнейший прогресс в создании искусственного шахматиста — от учебных программ Д.Принца, A.Бернштейна, А.Котока, Дж.Маккарти к "мыслящим" сверхпрограммам будущего.

В своих исследовательских лабораториях программисты готовились к интеллектуальному прорыву и, ожидая революцию идей, рассчитывали на геометрическую прогрессию успеха. Над решением каких задач работали они? Уточняли критерии переборной "А-Стратегии" ? Постигали таинственный смысл интуитивной "В-Стратегии" ? Или изобретали какую-нибудь универсальную "С-Стратегию" с достоинствами первых двух?

Оригинальное решение иногда удавалось найти в "русле" ограниченных возможностей — с устаревающей техникой, неточной методикой, недоработанной системой оценок, но с перспективой выхода в "открытый космос непознанного", если работать по принципу переборной комбинаторики (сойдя с высокого стиля, в пору говорить о "методе втыка").

Целесообразность принятия того или иного решения определялась опытом целого поколения. К истине (или к практическому успеху?!) программисты шли методом проб и ошибок, не минуя столкновений идей и концепций, споров между романтиками и прагматиками, развенчивая, в увлечении полемикой, старых и создавая себе новых кумиров. В общем, всё как в большой науке, где есть свои возвеличенные "злодеи" и отверженные святые мученики...

images/m_fischer5_p01-03-2.jpg



МИР ПК - ДИСК. 2004. № 7. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                      1/30
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                     ИЮЛЬ 2004



ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
БЛОК № 20:
В ПОИСКАХ "АЛГОРИТМА ПОБЕДЫ".
"Ещё Клод Шеннон понял, что основная проблема заключается в огромном количестве продолжений, поэтому он придумал два различных способа обработки информации: "А-Стратегия" изучает все возможные продолжения, а "В-Стратегия" отбрасывает ненужные варианты. На сегодняшний день мы знаем два основных типа шахматных программ: программы "грубой силы" и "отборочные"..."
Из книги Фредерика Фриделя
Schach am PC, Германия, 1995 г.
На схеме оба метода "мышления" можно воспроизвести так:

images/m_fischer5_p01-03-3.jpg
Из статьи младшего научного сотрудника ВНИИЭ М. Чудакова
"Как дела, ПИОНЕР?", журнал "Шахматы в СССР", 1987 г., № 3.
"Но, в принципе, все современные сильные программы, скорее, принадлежат к первому типу".
Из книги Фредерика Фриделя
Schach am PC, Германия, 1995 г.
"Истинные шахматы, как их задумал мудрец, отображают красоту логического мышления человека. А шахматы, которые демонстрируют машины, играющие на основе перебора вариантов, я бы назвал фальшивыми, не представляющими ценности".
Из последнего интервью доктора технических наук, экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника
для газеты "Московский комсомолец", Россия, 22.02.1995 г.
"Основной алгоритм — переборный, тривиальный: если я пойду так, то у противника есть столько-то возможностей. Варианты растут в геометрической прогрессии и образуют цепочки... Цепочки объединяются в деревья, которые тоже растут в геометрической прогрессии. Так вот, встаёт важный вопрос: нужен ли полный, до самого конца, перебор — до всех матов, патов, троекратных повторений и прочих окончаний игры по шахматным правилам? Ведь если алгоритм ведёт к позициям, которые не обязательны на этом "дереве", то, возможно, всё это "дерево" и не нужно рассматривать. Заметьте себе, что в диспозиции, где белые дают мат в один ход, можно построить такое же бесконечное "дерево", но рассматривать-то его не нужно, а достаточно найти этот единственный ход. Может, такая же ситуация и в шахматах в целом?"
Из интервью доктора технических наук, профессора Владимира Арлазарова
в статье "Развитие искусственного интеллекта в шахматных программах", Россия, 2001 г.




МИР ПК - ДИСК. 2004. № 7. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                      2/30
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                     ИЮЛЬ 2004



ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
БЛОК № 20:
В ПОИСКАХ "АЛГОРИТМА ПОБЕДЫ"
(продолжение).
"На Западе математики по-прежнему считают, что положение дел может "спасти" только полный перебор. Но когда это произойдёт — неизвестно. Нынешний президент Всемирной ассоциации машинных шахмат английский математик и шахматный мастер Дэвид Леви сделал два противоречивых заявления. Как-то он сказал, что полный перебор приведёт к успеху через десять лет, а в другой раз — через сто. Думаю, что всё это произойдёт гораздо раньше и не по методу полного перебора".
Из интервью Михаила Ботвинника
для журнала "64 — Шахматное обозрение", СССР, 1987 г., № 11.

images/m_fischer5_p01-03-4.jpg
"Раньше считалось, что если удастся достичь достаточно большой глубины перебора, то машина сможет играть в силу гроссмейстера, а может быть, и лучше. В реальности всё оказалось сложнее. Выяснилось, что это предположение справедливо при условии достоверной оценки конечной позиции. Затруднение свелось к тому, что в позициях, тактически насыщенных, ходы выбирались действительно хорошие, в спокойных же позициях этого добиться не удавалось — выбор машины падал на далеко не самые лучшие ходы. Прогрессивный в своё время полный перебор уступает сейчас место более глубоким идеям. Каким же образом научить машину строить "человеческое" дерево расчёта, а не "баобаб"? Ответ однозначен — программа должна включать в перебор лишь перспективные ходы, как это удаётся опытным мастерам".
Из статьи младшего научного сотрудника ВНИИЭ М. Чудакова
Как дела, ПИОНЕР?", журнал "Шахматы в СССР", 1987 г., № 3.
"Так вот, я думаю, что человек думает по схеме полного перебора. То есть буквально так, как в программе строится сегодня решение логической задачи. Конечно, со всеми отсечениями и улучшениями, которые на сегодня придумал Брудно. И теми, что придумал Адельсон-Вельский, Арлазаров и Усков. И даже теми, что они придумают завтра. И не только они. Доказывать это я не берусь. Внутреннее чутьё говорит мне, что, кроме такого прямого перебора, ничто не может привести к точным решениям. А думание-то ведь их находит! И все соображения, что на полный перебор никаких скоростей не хватит, меня хотя и смущают, но не сдвигают. Потому что я не вижу других возможностей для точных решений. В общем, как сказал Мартин Лютер: "Здесь я стою, и не могу иначе..." А Е.M.Ландис думает по-другому. Он считает, что главное в мышлении (думании) — ассоциации. Ассоциации не только с объектами, но и с логическими схемами решений. И с более сложными конструкциями — ассоциации с ассоциациями и т.д. — на всё более высоких уровнях. А что перебор возможностей, хотя и тоже есть, но играет, так сказать, подчинённую роль. Что ассоциации обрезают лишние ветви в дереве возможностей. И благодаря этому — углубляют возможную "этажность" рассмотрения-перебора. Выглядит всё это очень складно, но для меня совсем неубедительно. Потому что — кто же тогда решает, что есть ассоциация, а что — нет? Впрочем, нет смысла опровергать собеседника, не давая ему слова. Боюсь, что я и так исказил его точку зрения. Хотя и старался не сделать этого".
Из книги математика Александра Кронрода
"Беседы о программировании", Россия, 2004 г. — c. 139.




МИР ПК - ДИСК. 2004. № 7. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                      3/30
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                     ИЮЛЬ 2004



ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
БЛОК № 20:
В ПОИСКАХ "АЛГОРИТМА ПОБЕДЫ"
(продолжение).
"С самого возникновения шахматных программ и до сего дня основным методом их игры является перебор по принципу, известному любому шахматисту: "я — так, он — так, а я потом — так". И так далее. Конечно, 50 лет программирования шахмат даром не прошли, и методы ведения такого перебора сильно изменились. Но изначально сами шахматы фигурировали только в наборе возможных продолжений (правила ходов в игре) и в оценке позиций, которой приходится пользоваться потому, что досчитать партию до конца нет (пока) никакой возможности... На заре шахматного программирования все только и пытались построить идеальную позиционную оценку, и лишь потом заметили, что, углубляя перебор, можно выигрывать с плохой позиционной оценкой у программ с хорошей оценкой, но маленьким перебором. Поэтому вторая волна программистов (в том числе и мы в КАИССЕ) работала в основном только над тем, как углубить перебор за заданное время. Несмотря на вошедшее в моду с лёгкой руки Ботвинника выражение "грубый перебор", уже лет 30 в переборе шахматных программ ничего грубого нет, наоборот, используются очень тонкие методы..."
Из послесловия Михаила Донского
в книге Д.Бронштейна и С. Воронкова "Давид против Голиафа",
Россия, 200З г. - с. 320-322.
"Основа достижений — метод полного перебора. Но это не тот brute force, что был 40 лет назад. Он был дополнен методом Альфа-Бета отсечения, а сейчас вводятся ещё два способа сокращения перебора (бит-борт и транспозишн Тейбс). Но главное — это использование специализированных блоков перебора и оценки позиций. Положил этому начало Кеннет Томпсон — он сделал блок, который при выборе хода перебирал и оценивал 30 миллионов позиций. В 1980 г. в Линце его программа BELLE победила в 3-м чемпионате мира. Идеи Томпсона ныне получили успешное развитие".
Из выступления директора вычислительного центра Северо-Западного
университета США, профессора Бенджамина Миттмана
перед зрителями шахматного чемпионата СССР, Москва, 1988 г.
"... И первое, что было сделано, — это замена статической оценки динамической, когда по окончании глубины перебора каждая сторона могла удовлетвориться оценкой, а могла и попытать счастья в форсированных вариантах. Динамическая оценка резко увеличила надёжность игры программ, потому что какой толк от проходной пешки, которую на следующем ходу разменивают или, того хуже, просто съедают. Следующим серьёзным продвижением было сокращение перебора: отказ от рассмотрения всех ходов на уровне за счёт отсечения "бессмысленных". Тут шахматные знания сыграли плохую шутку с авторами программ. Никакое шахматное определение бессмысленного хода не работало (всегда находилась позиция, где "бессмысленный" ход, как это шахматное понятие ни формализуй, был лучшим), зато отлично работали чисто математические методы. Улучшило силу игры программ и использование таблицы перестановок. В ней запоминаются все встретившиеся в переборе позиции, и каждый раз для возникающей в переборе позиции проверяется, нет ли её в таблице и нельзя ли использовать ту информацию, что уже накоплена в ней. В КАИССЕ мы использовали метод аналогий, где искались не идентичные позиции, а похожие варианты... Параллельно шла работа над "железом". Мало того, что в несколько раз увеличилась скорость универсальных компьютеров, но и создавались специальные шахматные процессоры; в последнее время — даже специализированные многопроцессорные системы..."
Из послесловия Михаила Донского
в книге Д.Бронштейна и С. Воронкова "Давид против Голиафа",
Россия, 200З г. - с. 320-322.




МИР ПК - ДИСК. 2004. № 7. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                      4/30
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                     ИЮЛЬ 2004


С одной стороны, человеческий мозг казался идеальной моделью для технического "воспроизведения" по законам Божественной гармонии и красоты. А с другой — хотелось переступить грань возможного, создать машину, которая была бы "умнее" самого человека-творца. Тогда оставалось за малым — вычислить формулу интуиции с помощью brute force ("грубой силы"). Например, Михаил Ботвинник, сам, как известно, не причислявший себя к сторонникам "тотального расчёта", не исключал того, что закономерности и методика мышления гроссмейстера сравнительно элементарны — играют же в шахматы дети, и неплохо! (из статьи "Основы шахматного алгоритма", СССР, 1979 г.). А академик П.Симонов в своё время определил сознание как "свойство мозга совершать операции с информацией". Но тогда возникал законный вопрос — если учёные признают эту формулировку для homo sapiens'a, то почему отказывают в "сознании" кибернетическим устройствам, способным оперировать информационными массивами и быстрее, и точнее человека? (И.Царёва "Непознанное, отвергнутое или сокрытое?", Россия, 2000 г.).

Имея в своём распоряжении практически неисчерпаемые возможности для точного расчёта и создания хитроумных математических моделей, эксперты, быть может, сами того не ведая, переосмысливали литературного Сальери, взявшего на себя труд "поверить алгеброй гармонию" и "вычленить" тайну творчества. Причём пищу для оптимизма давал не результат, а именно прогресс в решении этой сверхзадачи. "Математизация" же процесса мышления освящалась заверениями, что любые открытия, приближающие человечество к разгадке его существования, будут сделаны не во вред, а только во благо гениальных Моцартов! Мир виртуальной реальности, где царствует компьютер, представлялся ещё одним сподручным средством познания окружающей нас действительности, таким же полезным и необходимым, как мир книг, и зрелищно-информационным, как мир телевидения. Однако не с гибельным ли восторгом учёные открывали не что иное, как ящик Пандоры? Считались ли они с опасностью вытеснения, грозящей от более совершенной искусственной расы? И были ли готовы к борьбе за существование, если открыто признать, что теория Дарвина распространяется и на столкновение интеллектов? Экс-чемпион мира Василий Смыслов еще в начале 1990-х годов рисовал мрачную перспективу: Есть Бог — Творец, есть человек, его создание. Создавая человека по своему образу и подобию, Бог заложил в нём и творческое начало. Нет ничего противоестественного в том, что и человек пытается создать Нечто, на него самого похожее. И если случается, что человек восстает против Бога, то почему это Нечто (назовём его компьютером) не может бунтовать против своего творца? (журнал "64 — Шахматное обозрение", СССР, 1991 г.) Во всяком случае, первые признаки иномирной экспансии видны уже весомо, грубо, зримо: Демоны, рожденные нашими мыслями, обретают физическую плоть, и уже недалёк тот день, когда они смогут активно вмешиваться в происходящее (И.Царёва "Непознанное, отвергнутое или сокрытое?", Россия, 2002 г.).

Закономерный итог, предначертанный самой эволюцией человеческого развития, или очередной "вывих" научно-технического прогресса ?

Древние не зря считали, что мир развивается по спирали, — пишет о драматическом противостоянии "человек-машина" Ирина Царёва ("Непознанное, отвергнутое или сокрытое?", Россия, 2000 г.). — Проследите цепочку: мертвая неорганика — органика — органическая жизнь — органический разум — неорганическая жизнь — неорганический разум. Виток замыкается, но на более высокой ступени. И кибермозг можно рассматривать как логичный этап этого эволюционного пути.

Однако, если Апокалипсис и ждали, то с другой стороны.

В более широком смысле homo sapiens — это самосознание природы, голова её и чувствилище, — отмечал доктор философских наук, профессор Георгий Куницын в интервью для журнала "64 — Шахматное обозрение" (СССР, 1981 г.). — В свете этого мысль о создании искусственного человека (предполагается, куда более совершенного, чем люди) — плод незрелости гуманизма... Эта мысль, стоит её осуществить, имеет целью поменять человека и машину (в виде "искусственного разума") местами.

Мысль, действительно, антигуманная — уж слишком весомо и значимо это главенство человека на вершине эволюционной пирамиды! Человек привык считать себя "царём природы". Право на это звание наши предки завоевали в ожесточённой борьбе с другими




МИР ПК - ДИСК. 2004. № 7. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                      5/30
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                     ИЮЛЬ 2004


видами. Победу принесли не более острые зубы и не более крепкие мышцы, а такие эфемерные на первый взгляд качества, как разум и сознание. И на долгие годы на эволюционном Олимпе воцарилось равновесие, установленное, казалось бы, раз и навсегда... Мы гордо полагали, что прямолинейная логика машин никогда не сравнится с многоплановостью человеческой души, личности, интеллекта, общения (И.Царева "Непознанное, отвергнутое или сокрытое?", Россия, 2000 г.).

И вдруг рассматривается ситуация, когда ...наисовершеннейшее творение природы и истории — человек — низвергается до уровня второстепенности, необязательности. Зачем? (Г.Куницын). В самом деле, почему человек так стремится поработить себя машинами? Насколько велика их власть над людьми? Неужели весь прогресс человечества в том только и заключается, чтобы в конечном итоге построить такой мир, в котором сам человек станет звеном избыточным, а потому неизбежно исчезнет ? (P.Богатырев "Этот странный придуманный мир", журнал "Компьютерра", Россия, 1996 г.). На эти вопросы, заочно и задолго до острого "фазиса" этой проблемы, ответил Михаил Ботвинник: При всей отвлечённости шахмат решение проблемы обучения машины сложной шахматной игре явилось бы серьёзным шагом на пути создания сильного логического помощника, в котором так нуждаются люди в XX веке. Это — острая нужда. В прежней своей истории люди прогрессировали достаточно гармонично, и логическая сила человека более или менее соответствовала его энергетическим возможностям (или физической силе). В середине нашего [XX-го — Е.М.] столетия энергетические возможности людей возросли неслыханно, человек овладел энергией атома, а умственные способности существенно не изменились. Возникшую диспропорцию устранит только скачкообразное усиление логических способностей человека. Сделать это можно путём создания неслыханно сильного логического помощника — хорошо программированной вычислительной машины... (из статьи "Ещё о шахматной машине", журнал "Шахматы", СССР, 1965 г.). Судите сами. С 1897 по 1997 год скорость передвижения возросла примерно в 100 раз, мощность источников энергии — в 1000 раз, мощность оружия — в 100 000 раз, скорость обработки информации — в 100 000 000 раз... Человеческий мир эволюционирует с непостижимой для космических масштабов скоростью, где заметные изменения накапливаются в течение миллионов лет. И в этом не было бы ничего плохого, если б не естественные ограничения (И.Царёва "Непознанное, отвергнутое или сокрытое?", Россия, 2000 г.).

images/m_fischer5_p04-06-2.jpg

Но пока "лирики" спорили с "физиками", программисты получили ещё один весомый аргумент "за", в поддержку продолжения их работы — не обращая внимание на проклятия и дифирамбы, компьютер начал-таки побеждать шахматистов самого высокого, гроссмейстерского ранга. Правда, эксперты находили в этих победах что-то иррациональное, не объяснимое логикой шахматных идей. Это не игра в шахматы! — утверждал Давид Бронштейн в книге "Давид против Голиафа" (Россия, 200З г.). — С компьютером я чувствую себя как начинающий! Вот почему они иногда у меня выигрывают. Само сознание, что вы играете против чего-то, что вы не можете видеть, парализует вашу волю, — и вы теряете способность соображать. Дело не в позиции, а психологии! Я играю против монстра! И он знает, что он монстр. И вы знаете, что он монстр...

А в отдельных ходах этого железного монстра даже слышалась дьявольская, нечеловеческая музыка !

Как не задуматься, если в блице "железяки" стали частенько обыгрывать людей, — отмечал гроссмейстер Сергей Макарычев в статье "Блеск и нищета электронных страшилок" (журнал "Шахматы в России", 1996 г.), — причём делать это каким-то кривым способом, демонстрируя в начале игры её полное "непонимание", а затем вылавливая на какой-нибудь швиндель. Каждый раз речь вроде бы шла о банальном зевке. Но количество "зевков" было таким, что не оставалось сомнений в их объективном характере, в том, что человек чересчур доверяет своей интуиции и не видит главное направление, откуда может нагрянуть беда. Слишком часто сильные фигуры, форпосты или пешечные цепи оказывались

images/m_fischer5_p04-06-3.jpg



МИР ПК - ДИСК. 2004. № 7. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                      6/30
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                     ИЮЛЬ 2004


миражами, рассыпавшимися в коротких тактических стычках. Компьютер "ничего не понимал", но в критических ситуациях действовал на редкость эффективно!

В начале игры создавалось впечатление, что оппонент белкового шахматиста безобиден и податлив, как домашний кот умеренной пушистости. А когда иллюзии развеевались, как утренний туман, вдруг вырисовывался стоглавый "железный монстр"! Программист Дэйв Слейт из Северо-Западного университета в Ливингстоне (США) даже нашёл аналогию... с чудовищем из морской бездны. Шахматная ЭВМ, — пояснил он корреспонденту еженедельника Science News (США, 1988 г.), — чем-то напоминают притаившуюся акулу. Она не блещет умом и не отличается находчивостью, но, как только почувствует запах крови, — тут уж пощады не жди! Если вы подготавливаете свою атаку достаточно замаскированно, она может ничего не заметить и оказаться застигнутой врасплох, но стоит вам выдать свои намерения, как она моментально разрушит все ваши планы. Я однажды играл с машиной, — вспоминал о начале компьютерного "бума" гроссмейстер Давид Бронштейн (из интервью для журнала "64 — Шахматное обозрение", СССР, 1987 г.)., — и, знаете, было не по себе: я понимал, что машина всё видит и ничего не забывает. Она будет обладать отличной памятью и завидной выносливостью, она будет равнодушна к шуму в зале и к корреспонденциям шахматных журналистов... — ещё задолго до начала компьютерной эры отмечал достоинства "виртуального" соперника экс-чемпион мира Михаил Ботвинник (из статьи "Люди и машины за шахматной доской", журнал "Шахматы в СССР", 1961 г.). И, наконец, ещё одно ценное, но трудно доступное человеку, качество: Даже в проигранной позиции компьютер невозмутимо ищет лучшие ходы (Д. Бронштейн). Одним словом, холодный ум, твёрдая рука и железные нервы!


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
БЛОК № 21:
"ЭЛЕКТРОННЫЙ МОЗГ" В МИРЕ ШАХМАТ
.
"Это большая разница — играть с гроссмейстером или с компьютером... Я чувствую, что нервничаю, начинаю его бояться... Потому что он всё считает! Но я даже не знаю, это шахматы или нет?.. Если окажусь в трудной позиции, попробую выжить. Это игра... Трудная игра! Очень трудная... Может, какие-то шансы у меня ещё есть?
Из комментариев гроссмейстера Давида Бронштейна
в сборнике "Давид против Голиафа", Россия, 200З г.
"Что-то есть в компьютере от лукавого! Компьютер не обладает творческой сущностью..."
Из интервью экс-чемпиона мира Василия Смыслова
для газеты "Спорт-экспресс", Россия, 9.09.2000 г.
"Это продукт научно-технического творчества. К тому же это — быстро самосовершенствующаяся система, в отличие от нас. "Искусственник" не имеет генетических связей с нами. Он способен уйти вверх от природного человека очень скоро... Зачем нужен подобный "интеллект"?"
Из интервью доктора философских наук, профессора Георгия Куницына
для журнала "64 — Шахматное обозрение", СССР, 1981 г., № 20.
"Преимущество компьютера в том, что он полностью сконцентрирован на игре, он как бы напоминает, что защитные силы бесконечны. Наверное, это действительно так — но не для человека!.. Мозг человека невольно помнит сотни и тысячи событий, о чём-то думает, нервничает, заботится о вашем организме, о том, чтобы вы не устали... Очень много забот у нашего мозга. И я даже не знаю, какая его часть играет в шахматы. А компьютер не устаёт..."
Из комментариев гроссмейстера Давида Бронштейна
в сборнике "Давид против Голиафа", Россия, 200З г.




МИР ПК - ДИСК. 2004. № 7. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                      7/30
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                     ИЮЛЬ 2004



ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
БЛОК № 21:
"ЭЛЕКТРОННЫЙ МОЗГ" В МИРЕ ШАХМАТ
(продолжение).
"А вообще стоит ли противопоставлять людей и компьютеры? Это ведь просто замечательно, что у нас появились такие электронные помощники!" — говорят оптимисты. Но в опасениях пессимистов, считающих, что "компьютерная экспансия" представляет для человечества реальную угрозу, своя логика. "На арене эволюционной борьбы появился серьёзный соперник, способный бить нас нашим же оружием. И это достаточно тревожный факт", — утверждают психологи, занимающиеся исследованиями в области феноменов массового сознания".
Из книги Ирины Царёвой
"Непознанное, отвергнутое или сокрытое?", Россия, 2000 г.
ВОПРОС: "Люди Вашего поколения довольно часто говорят о том, что шахматы становятся все более компьютеризованными, и это создаёт проблемы психологического плана. Вам тоже?"
Л.ПОРТИШ: "У меня проблем нет, потому что компьютерами я не пользуюсь. Я их ненавижу..."
Из интервью гроссмейстера Лайоша Портиша
для газеты "Спорт-экспресс", Россия, 10.12.1994 г.
"Компьютерные программы постоянно совершенствуются, их игра становится практически неуязвимой. Не случайно высокоранжированные гроссмейстеры, заботясь о своём реноме, избегают поединков с роботами, даже за щедрые гонорары, требуют оградить от них соревнования людей. Тем самым живые шахматисты как бы признают своё поражение в споре с искусственным интеллектом".
Из корреспонденции мастера Виктора Хенкина
в журнале "64 — Шахматное обозрение", Россия, 2000 г., № З.
"В интервью журналу Inside Chess (США) гроссмейстер Джоел Бенджамин, чемпион США 1987 г., очень резко возражает против совместного участия в турнирах шахматистов и шахматных компьютеров, хотя и соглашается с необходимостью проведения экспериментальных программных разработок... Призов они не получают, но своими партиями с другими участниками влияют на их распределение. Многие шахматисты придерживаются того же мнения".
Из обзора иностранной печати в еженедельнике "Шахматный глобус", СССР, 1989 г., № 23.
ВОПРОС: "Кто из известных зарубежных шахматистов участвует в разработке шахматных программ ?"
М.БОТВИННИК: "Насколько мне известно, лишь один — американец Ганс Берлинер, экс-чемпион мира по переписке... Видимо, сильные шахматисты не заинтересованы в шахматных программах, в том, чтобы компьютеры хорошо играли в шахматы".
Из интервью экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника
для журнала "64 — Шахматное обозрение", СССР, 1987 г., № 11.



Зато компьютеры ходили в самых заинтересованных и прилежных учениках! За эти годы интенсивной практической игры с белковыми шахматистами они научились:
•     не терять темпов развития ради создания каких-либо статичных слабостей в лагере соперника, если последний может от них избавиться посредством освобождающих прорывов;
•     находить "нейтральные", средние по силе ходы в неопределившихся позициях без конкретного плана игры — по крайней мере, это гарантировало от грубых позиционных ошибок и ограничивало в злоупотреблении форсированными вариантами;
•     замечать многоцелевые угрозы соперника в стратегических комплексах "центр — фланг" или "фланг — фланг" с длинной "осью лавирования". То же относительно создания собственных угроз;
•     рассчитывать комбинационные осложнения не хуже (а всё чаще — лучше!) белкового шахматиста;




МИР ПК - ДИСК. 2004. № 7. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                      8/30
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                     ИЮЛЬ 2004



•     безупречно реализовывать материальный перевес в упростившихся позициях на стадии перехода из миттельшпиля в эндшпиль;
•     распознавать критические поля в позициях эндшпильного типа и находить логически обоснованные планы игры в этой поздней стадии партии;
•     защищать трудные позиции с "нечеловеческим" упорством и "дьявольской" изворотливостью.

Самым загадочным в этой геометрической прогрессии успеха стала, пожалуй, способность компьютера разыгрывать "вязкие" позиции без конкретного плана контригры. В классических построениях электронный мозг пользовался "блоками памяти", а в малознакомых позициях находил "вкрадчивые" ходы, которые, быть может, и не решали всех проблем развития, но были хороши уже и тем, что поддерживали напряжение, не портя общего "рисунка" игры! Не случайно современная практика подтверждает, что в иррациональных позициях решает не столько темповая игра, не реализация каких-то глобальных концепций (что, по здравому рассуждению, в принципе невозможно), сколько умение лавировать и ограничивать атакующий потенциал соперника с помощью своевременных профилактических средств. Поиск реального хода, не тратя зря энергию на эмоциональные красоты, разбросанные вокруг и для ближайшего хода не имеющие никакой смысловой окраски, — вот суть этой философии, — пишет гроссмейстер Давид Бронштейн в своём "Самоучителе шахматной игры" (СССР, 1987 г.). До недавнего времени считали, что такой рационализм присущ только белковым шахматистам, приверженцам так называемого "позиционного" направления. Но именно так — точно и предельно конкретно — играет компьютер. В каждой позиции он отыскивает лучший, по его мнению, ход, а игра отдельными лучшими ходами оказалась гораздо эффективнее, чем игра на основе глубокомысленных планов и общих соображений (Д.Бронштейн, сборник "Давид против Голиафа", Россия, 200З г.).

images/m_fischer5_p07-09-1.jpg

Действительно, компьютер как будто не демонстрировал глубоких планов и оригинальных идей, видя свою задачу в достижении стабильной, безопасной позиции (игра без иллюзий: "для компьютера красиво то, что целесообразно"!), но научился провоцировать своего белкового оппонента на неоправданную активность (человеку свойственно заблуждаться: с компьютером я обязан играть на выигрыш!) и наказывал за ошибки, эти минутные проявления слабости, с беспощадностью прирождённого экзекутора! Компьютер делает жёсткие ходы, он как бы вколачивает гвозди в деревянную доску, — делился своими ассоциациями гроссмейстер Давид Бронштейн. — С одинаковой силой берёт молоток, с одинаковой силой ударяет, и вам остаётся только смотреть на эту изумительную работу.

В своё время такой "беспощадностью" отличался только один из белковых гроссмейстеров — Роберт Дж. Фишер. Ни его предшественники, ни его последователи такой методичностью в процессе "добивания" похвастаться не могли.

images/m_fischer5_p07-09-2.jpg


МИР ПК - ДИСК. 2004. № 7. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                      9/30







из Части 4     ▲ В начало текущей     из Части 7






Последнее обновление 23.01.2011, size=50 271 bytes

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com