От автора Web-сайта "LG01.pdf в формате HTML"
Перевести LG01.pdf с английского на русский язык было моей давней мечтой (почти что "производственной необходимостью"). Это объясняется моим долгим интересом к проекту шахматной программы ПИОНЕР М.Ботвинника. Благодаря дружеской поддержке и помощи автора книги (2000) , Бориса Штильмана, который сделал так много исправлений в распечатке моего перевода, что фактически получился авторский перевод на русский язык, эта работа, наконец , завершилась. Созданием Web-сайтов я занялся 2 года назад, когда перестал работать программистом в бухгалтериях. Поскольку ранее я интересовался математикой и сложными алгоритмами (БПФ, ИИ, шахматы), то меня больше всего интересовала возможность создавать HTML-тексты с математическими знаками. Поиск в Интернете привёл меня к отчётам рабочей группы 3WC по языкам xML+xSL+MathML, которые развивают язык HTML. Но оказалось, что в разных браузерах показ математики происходит по-разному. Для браузеров MSIE 5.5 и 6.0 (с xML-parser'ом) существуют: plugin MathPlayer и IBM techexplorer Hypermedia Browser. Кроме того, браузеры MSIE поддерживают и дополнительные шрифты Windows: математический (Symbol), шахматный (Chess Alpha) и др. А вот браузеры Netscape/Mozilla специальных шрифтов Windows не отображают, но поддерживают обширные кодовые таблицы (включающие и математические символы). Однако, тот xML, что у MSIE 6.0, они никак не поддерживают, т.к. xML-странички у них оформляются по-другому. Поэтому я решил сделать HTML-версии документа LG01.pdf (см. архив LG01pdf_in_HTML.zip) для разных браузеров:
LG01/xHTML/LG01_rus.HTML — для Netscape 7.0, Mozilla 1.x, FireFox 1.x, Opera 7.x,
MSIE 5.5, 6.0;
LG01/xML+MathML/LG01_rus.xML — для MSIE 5.5, 6.0+SP1 под WinXP (или Windows-98 + xML-parser); LG01/HTML4+css/LG01_rus.HTM — для MSIE 5.0 и выше; LG01/HTML4/LG01_rus.htm — для NN 4.x, Opera 5.x и пр. P.S. О шахматной программе ПИОНЕР я знал только по книгам Ботвинника, изданным в СССР в 70-х и 80-х годах. Знакомство с Лингвистической Геометрией (LG) Бориса Штильмана, которая выросла из проекта ПИОНЕР, позволило мне иначе взглянуть (как бы изнутри, из лаборатории программистов) на судьбу той шахматной программы. По существу, Ботвинник мечтал "убить сразу 2-х зайцев": сделать шахматную программу, которая бы играла как он сам, и применить её в народном хозяйстве (ведь эта работа финансировалась ГКНТ СССР). Не раз в своих книгах и в СМИ Ботвинник заявлял о скором создании компьютерного гроссмейстера. Это не было профанацией общественности, т.к. он сам в это верил, а публикации в газете "Правда" помогали продолжать проект ПИОНЕР, который растянулся более чем на 20 лет! LG выросла из стремления математика Бориса Штильмана, который был ключевым программистом в проекте ПИОНЕР, формализовать модель шахматной игры Ботвинника (даже вопреки его воле). Ведь без этого многолетнее нагромождение программного кода грозило катастрофой, т.е. невозможностью управлять программой и развивать её дальше. История рождения LG в 80-х достойна пера Шекспира! Если в 60-х и 70-х годах идеи о моделировании шахматной игры в своих книгах описывал Ботвинник, то уже в 80-х годах Борис Штильман сам (без "батьки") печатает статьи о лингвистической формализации метода ПИОНЕР и создаёт с сотоварищами АРМ программиста (PW), который был прообразом современной LG-testbad — среды разработки и отладки LG-систем для разных прикладных областей. В 90-х годах я пытался сделать шахматную программу по алгоритмам ПИОНЕРа, которые содержательно описаны в книгах Ботвинника. Я занялся этим из любопытства в своё свободное время. Работа не раз прерывалась и растянулась на много лет. Порой отладка программы напоминала мне создание вечного двигателя, т.к. конца её не было видно. Ведь по сути, программа состояла из громадного количества списков (динамических структур данных с указателями), а при отладке — это сущий ад для программиста. Только когда я догадался, что нельзя собирать всё в общие списки (как было описано в книгах Ботвинника в 70-х), а нужно связать списки в иерархию (как в LG), всё стало красиво. Однако сложность модели шахматной игры (и программы) стала превышать мои временные возможности, и я понял, что укротить и приручить такое "чудовище" как алгоритмы ПИОНЕР'а (даже используя мощь языка с ООП) у программиста-любителя просто не хватит свободного времени. Хотя сейчас лекции по LG-системам Борис Штильман читает в университетах всего мира (куда его приглашают), и постоянно ведёт курс по LG в своём университете Колорадо в Денвере, в США. Загадочная LG — это пока не открытая для русских страна (в Интернете на русском я ничего не нашёл, может быть, поэтому я взялся за перевод). Значит, старым программистам остаётся перейти в разряд публики и аплодировать успеху Бориса Штильмана, поцокивая языком от удивления или недоверия. Хотя появление в перспективе программных "игрушек" — сред разработки LG-систем для конечного пользователя — позволит даже "домохозяйкам" (ведь Windows — это для них!) проектировать игроков на уровне гроссмейстеров для новых интеллектуальных игр.
|
|
Последнее обновление 09.09.2005, size=8 334 bytes
© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, Об авторе eMail: atimopheyev@yahoo.com |