1340/Attack.htm
Глава 2     ▲ Выше     АФОРИЗМЫ И МЫСЛИ О ШАХМАТАХ
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 3.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )



АТАКА.

Борьба за инициативу уже в дебюте была характернейшей чертой стиля Ботвинника. И если в миттельшпиле ситуация складывалась благоприятно, то он проводил атаку стратегически точно, стремительно, вдохновенно. В его шахматном наследии можно встретить десятки партий, где борьба заканчивалась на рубеже 20-х и 30-х годов под угрозой больших материальных потерь или мата. Как правило, наступление сопровождалось комбинационными ударами с жертвами и матовыми угрозами, доставляя наблюдавшим за игрой подлинное эстетическое наслаждение.

Вот лишь несколько примеров. В первом из них использованы комментарии победителя и Г.Каспарова.

Денкер — Ботвинник, Радиоматч СССР-США, 1945

Денкер — Ботвинник, Радиоматч СССР-США, 1945

«Денкер стремится расшатать пешечное прикрытие черного короля» (Ботвинник).

«Выглядит естественно, но, пытаясь открыть короля противника, белые быстро обнаруживают, что отстали в создании каких-либо реальных угроз. Еще не поздно 14. Сf3, защищая критическую диагональ и частично возмещая ущерб от 12-го хода (слон на g2 с пешкой на g3 — гораздо более здоровая конструкция). Выпад 14...Ке5 ведет к обоюдоострой позиции после жертвы ферзя: 15. de Лd1 16. Лfd1. В одной тренировочной партии с Рагозиным, не один год бывшим тренером и спарринг-партнером Ботвинника, было проверено оптимистичное 14. h4. Однако 14...Ch6! 15. а4 Cg5 16. hg b4 17. Ке4 с5 — и белые долго не прожили» (Каспаров).

Денкер — Ботвинник, Радиоматч СССР-США, 1945

«На с2 ферзь был бы расположен хуже. У черных даже появлялась парадоксальная возможность активной игры (по вертикали, где расположен их король!): 16...с3 17. bc Фс7 18. Kg3 cd 19. с4 Кс5 с выигрышным положением» (Ботвинник).

«Слишком далеко от места действия... Разумной альтернативой было 16. Kd2 с надеждой удержать позицию путем 16...СЗ 17. bc bc 18. Кс4 Фс7 19. h4» (Каспаров).

Денкер — Ботвинник, Радиоматч СССР-США, 1945

«Удивительная гармония: черные фигуры используют все открытые линии и диагонали, чтобы удовлетворить свой "основной инстинкт" — добраться до белого короля!» (Каспаров).

20...Фc1

«Отражена лишь угроза 20...Фс5+ и

Денкер — Ботвинник, Радиоматч СССР-США, 1945

Нередко именно с шахматистами атакующего стиля Ботвинник проводил партию в духе соперника. Перед нами последняя, 21-я, партия матча-реванша Таль — Ботвинник с примечаниями Ботвинника.

Ботвинник — Таль, Москва, 1961

Ботвинник — Таль, Москва, 1961

«Стандартное продвижение в староиндийской защите, после которого контрудар b7-b5 мог бы выиграть в силе. Однако наступление белых развивается быстрее».

Ботвинник — Таль, Москва, 1961

«Конечно, соблазнительно разменять слона, защищающего неприятельского короля, но не следовало без боя уступать поле h6. Предварительное 18. Лb4 было бы последовательно».

Ботвинник — Таль, Москва, 1961

«Остроумно сыграно. Черные прикрывают поле h6 и вызывают размен ферзей, который, увы, уже не может приостановить атаку белых. Стало ясно, почему белым не следовало торопиться с разменом чернопольных слонов».

Ботвинник — Таль, Москва, 1961

«В этом вся тонкость. Белые будут контролировать поле g6, что имеет решающее значение».

23...fg

«И все же не следовало сдавать без боя диагональ bl-h7. После, например, 23...е4 24. gf C:f5 25. fe Ch7 черные могли бы еще держать позицию. Впрочем, и в этом случае у белых было еще решающее продолжение: 24. fe K:g4 25. Л:d6».

Ботвинник — Таль, Москва, 1961

И в последние годы выступлений Ботвинник не раз демонстрировал мощь и красоту атаки.

Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968

Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968

Психологический просчет. Повторяя ход, встретившийся в одной из партий Ботвинник — Флор, которая принесла черным ничью, Портиш, возможно, тоже не возражал против такого результата. Однако его соперник был настроен отнюдь не миролюбиво...

Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968

Вероятно, лучше было ll...Kd5, поддерживая напряжение в центре. Теперь белые с темпом развивают ферзя.

Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968

Более надежный план защиты указал в тот же день после партии В.Смыслов: 14...Cd6 15. Фb5 Ке7

Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968

Черные находятся в полной уверенности, что пешка с7 неприкосновенна: ведь в случае взятия ее белая ладья попадает в капкан. К тому же они надеются следующим ходом 16...с6 поставить под сомнение целесообразность овладения соперником полуоткрытой линией. Тем неожиданнее оказывается пружина комбинационной бури, которая начала раскручиваться на линии «с»...

Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968

В этом соль замысла Ботвинника: белые жертвуют качество, но отдают при этом менее активную ладью. Портиш, похоже, ожидал лишь 17. Л7:с6, после чего шансы сторон были бы примерно равны.

Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968

Известно, как опасна активная ладья на «обжорном ряду» — седьмой (второй) горизонтали. При этом пешки, как правило, оказываются беззащитными. Но чтобы можно было забрать с первого взгляда неприкосновенного пехотинца - это, конечно, было нелегко предвидеть. Тем эффектнее выглядит комбинационный удар! Выясняется, что нельзя брать ладью 18...Kp:f7, из-за 19. Фс4+ Kpg6 20. Фg4+ Kpf7 21. Kg5+, и черные, чтобы спастись от спертого мата, вынуждены отдать ферзя.

18...h6

Черные открывают для своего короля «форточку» и в то же время препятствуют опасному выпаду неприятельского коня. Но, как говорится, все дыры одной заплаткой не залатаешь... Тот же ход создает в их лагере новые слабости и белые начинают вскоре вторжение по белым полям.

Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968

Если 20...Фе6, то 21. К:е5, и у белых оказываются три пешки за качество плюс лучшая позиция.

21. Kh4!

Необычная картина битвы: все фигуры черных как бы прикованы к последней горизонтали (две из них — слон и конь — даже вернулись на свои первоначальные стоянки!) и расположены они в столь редкой дисгармонии, что белые спокойно отдают вторую ладью.

Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968

Восхищает финальная атака Ботвинника, проведенная против гроссмейстера экстра-класса в стиле представителей шахматного романтизма 19 века.





В начало текущей     АФОРИЗМЫ И МЫСЛИ О ШАХМАТАХ






Последнее обновление 03.11.2005, size=11 120 byte

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com