◄ Глава 2
▲ Выше
АФОРИЗМЫ И МЫСЛИ О ШАХМАТАХ ►
|
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 3.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )
|
АТАКА. |
Борьба за инициативу уже в дебюте была характернейшей чертой стиля Ботвинника. И если в миттельшпиле ситуация складывалась благоприятно, то он проводил атаку стратегически точно, стремительно, вдохновенно. В его шахматном наследии можно встретить десятки партий, где борьба заканчивалась на рубеже 20-х и 30-х годов под угрозой больших материальных потерь или мата. Как правило, наступление сопровождалось комбинационными ударами с жертвами и матовыми угрозами, доставляя наблюдавшим за игрой подлинное эстетическое наслаждение. Вот лишь несколько примеров. В первом из них использованы комментарии победителя и Г.Каспарова. Денкер — Ботвинник, Радиоматч СССР-США, 1945 «Денкер стремится расшатать пешечное прикрытие черного короля» (Ботвинник). «Выглядит естественно, но, пытаясь открыть короля противника, белые быстро обнаруживают, что отстали в создании каких-либо реальных угроз. Еще не поздно 14. Сf3, защищая критическую диагональ и частично возмещая ущерб от 12-го хода (слон на g2 с пешкой на g3 — гораздо более здоровая конструкция). Выпад 14...Ке5 ведет к обоюдоострой позиции после жертвы ферзя: 15. de Лd1 16. Лfd1. В одной тренировочной партии с Рагозиным, не один год бывшим тренером и спарринг-партнером Ботвинника, было проверено оптимистичное 14. h4. Однако 14...Ch6! 15. а4 Cg5 16. hg b4 17. Ке4 с5 — и белые долго не прожили» (Каспаров). «На с2 ферзь был бы расположен хуже. У черных даже появлялась парадоксальная возможность активной игры (по вертикали, где расположен их король!): 16...с3 17. bc Фс7 18. Kg3 cd 19. с4 Кс5 с выигрышным положением» (Ботвинник). «Слишком далеко от места действия... Разумной альтернативой было 16. Kd2 с надеждой удержать позицию путем 16...СЗ 17. bc bc 18. Кс4 Фс7 19. h4» (Каспаров). «Удивительная гармония: черные фигуры используют все открытые линии и диагонали, чтобы удовлетворить свой "основной инстинкт" — добраться до белого короля!» (Каспаров). 20...Фc1 «Отражена лишь угроза 20...Фс5+ и Нередко именно с шахматистами атакующего стиля Ботвинник проводил партию в духе соперника. Перед нами последняя, 21-я, партия матча-реванша Таль — Ботвинник с примечаниями Ботвинника. Ботвинник — Таль, Москва, 1961 «Стандартное продвижение в староиндийской защите, после которого контрудар b7-b5 мог бы выиграть в силе. Однако наступление белых развивается быстрее». «Конечно, соблазнительно разменять слона, защищающего неприятельского короля, но не следовало без боя уступать поле h6. Предварительное 18. Лb4 было бы последовательно». «Остроумно сыграно. Черные прикрывают поле h6 и вызывают размен ферзей, который, увы, уже не может приостановить атаку белых. Стало ясно, почему белым не следовало торопиться с разменом чернопольных слонов». «В этом вся тонкость. Белые будут контролировать поле g6, что имеет решающее значение». 23...fg «И все же не следовало сдавать без боя диагональ bl-h7. После, например, 23...е4 24. gf C:f5 25. fe Ch7 черные могли бы еще держать позицию. Впрочем, и в этом случае у белых было еще решающее продолжение: 24. fe K:g4 25. Л:d6». И в последние годы выступлений Ботвинник не раз демонстрировал мощь и красоту атаки. Ботвинник — Портиш, Монте-Карло, 1968 Психологический просчет. Повторяя ход, встретившийся в одной из партий Ботвинник — Флор, которая принесла черным ничью, Портиш, возможно, тоже не возражал против такого результата. Однако его соперник был настроен отнюдь не миролюбиво... Вероятно, лучше было ll...Kd5, поддерживая напряжение в центре. Теперь белые с темпом развивают ферзя. Более надежный план защиты указал в тот же день после партии В.Смыслов: 14...Cd6 15. Фb5 Ке7 Черные находятся в полной уверенности, что пешка с7 неприкосновенна: ведь в случае взятия ее белая ладья попадает в капкан. К тому же они надеются следующим ходом 16...с6 поставить под сомнение целесообразность овладения соперником полуоткрытой линией. Тем неожиданнее оказывается пружина комбинационной бури, которая начала раскручиваться на линии «с»... В этом соль замысла Ботвинника: белые жертвуют качество, но отдают при этом менее активную ладью. Портиш, похоже, ожидал лишь 17. Л7:с6, после чего шансы сторон были бы примерно равны. Известно, как опасна активная ладья на «обжорном ряду» — седьмой (второй) горизонтали. При этом пешки, как правило, оказываются беззащитными. Но чтобы можно было забрать с первого взгляда неприкосновенного пехотинца - это, конечно, было нелегко предвидеть. Тем эффектнее выглядит комбинационный удар! Выясняется, что нельзя брать ладью 18...Kp:f7, из-за 19. Фс4+ Kpg6 20. Фg4+ Kpf7 21. Kg5+, и черные, чтобы спастись от спертого мата, вынуждены отдать ферзя. 18...h6 Черные открывают для своего короля «форточку» и в то же время препятствуют опасному выпаду неприятельского коня. Но, как говорится, все дыры одной заплаткой не залатаешь... Тот же ход создает в их лагере новые слабости и белые начинают вскоре вторжение по белым полям. Если 20...Фе6, то 21. К:е5, и у белых оказываются три пешки за качество плюс лучшая позиция. 21. Kh4! Необычная картина битвы: все фигуры черных как бы прикованы к последней горизонтали (две из них — слон и конь — даже вернулись на свои первоначальные стоянки!) и расположены они в столь редкой дисгармонии, что белые спокойно отдают вторую ладью. Восхищает финальная атака Ботвинника, проведенная против гроссмейстера экстра-класса в стиле представителей шахматного романтизма 19 века. |
▲ В начало текущей АФОРИЗМЫ И МЫСЛИ О ШАХМАТАХ ► |
Последнее обновление 03.11.2005, size=11 120 byte
© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com |