m_fischer7_p17-19.htm
из Части 5     ▲ Выше     ▲ Литература

Евгений Мансуров
"Роберт Дж. Фишер: американский гений против шахматного компьютера"
из Части 7

(Начало см. "Мир ПК-диск", 03-09/2004)

ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                ОКТЯБРЬ 2004


В начале 1990-х годов Михаил Ботвинник приступил к работе над новым проектом — программой СНЕSS COMPUTER SAPIENS (СС SAPIENS). Этот "разумный шахматный компьютер", создаваемый на базе ранней программы ПИОНЕР, был призван, наконец, решить главную сверхзадачу: смоделировать поиск хода шахматного мастера — задачу тяжёлую, как признавался в интервью 1993 года сам М.Ботвинник, которую мы решаем многие годы, но постепенно и достаточно успешно. На этом пути к успеху он по-прежнему оставался принципиальным противником "брут форса", полагая, что "очеловеченный" компьютер будет пользоваться не полным перебором всех возможных вариантов, а универсальными эвристиками с "горизонтальной" оценкой позиции. В докладе, сделанном на VII международной Конференции по проблемам компьютерных шахмат (Маастрихт, Нидерланды, июль 1993 г.) он напомнил слушателям постулат Эшби: Компьютер способен принимать решения так же, как и человек. А в статье "Три позиции" (журнал "64 — Шахматное обозрение", Россия, 1993 г.) M.Ботвинник уже с уверенностью констатировал: Проблему, поставленную K.Шенноном — найти на базе шахматной программы общий метод решения переборных задач, — видимо, удалось реализовать. В его последнем публичном выступлении, состоявшемся на механико-математическом факультете МГУ (Москва, Россия, апрель 1995 г.), речь шла о путях её конкретного решения: Особенность переборных задач — это игра в пространстве, где число участников ограничено, где есть чётко фиксированные правила игры. За основу мы взяли моделирование методов мышления мастеров шахматной игры. Сейчас над этим алгоритмом работают 17 человек.

Как и прежде, М.Ботвинник занял "позицию принципиального меньшинства". Но эта фигура была слишком крупной, чтобы смириться с положением аутсайдера. Он не мыслил себя вне центра крупнейших шахматных событий, а может быть, и важнейший событий в масштабе всей страны. У него было мало друзей — и с избытком хватало врагов. В нарушение всех пропорций он делил мир на "своих" и "чужих". Во всяком случае, эту чёткую грань в отношении тех, кто встречался ему на жизненном пути, любил проводить он сам. С оппонентами он всегда спорил непримиримо и бескомпромиссно. В своих поздних статьях и выступлениях (1992 — 1995 гг.) полемизировал о будущем компьютерных шахмат с P.Гринблатом, Г.Берлинером и Д.Бронштейном. Последний, уже как ведущий шахматный эксперт, усомнился в аналитических способностях "компьютера Ботвинника" и высказал подозрение о вмешательстве человека в машинный расчёт. Так, профессор Ганс Берлинер в частном послании к Д.Бронштейну (Питтсбург, США, 199З г.) писал: Конечно, мы оба понимаем, что происходит в лаборатории Ботвинника. Он верит, что проблема может быть решена методом траекторий. Он чертит дерево вариантов, чтобы его помощники видели цель, к которой должна стремиться программа. Но возникает вопрос, на который нет ответа: действительно ли его программисты работают? Программисты ли они вообще? Или Ботвиннику вполне достаточно создать решение в мечтах и опубликовать его?

В ответном слове Михаил Ботвинник обвинял своих оппонентов в искусственном создании препятствий (по его мнению, лучше бы совместными усилиями создавать искусственный интеллект), но сам же менял команды программистов (за 20 лет выбыли из "игры", и по различным причинам, 10 математиков — М.Ботвинник, журнал "64 — Шахматное обозрение", Россия, 1993 г.), объявлял то о закрытии работ, то об их возобновлении, всегда утверждая, что находится в преддверии решающего научного прорыва. З0 мая 1994 г. стало ясно, что наш коллектив не справился с задачей, — свидетельствовал он в своей последней книге мемуаров "У цели" (Россия, 1997 г.). — И 31 мая я закрыл работу, но на совещании в Комитете по информатизации уже 3 июня было объявлено о продолжении работы над СС SAPIENS — но с другим составом программистов... В августе 1994 г. они приступили к изучению алгоритма (новой версии), и вот в ноябре 1994 г. стали вырисовываться контуры

images/m_fischer7_p17-19-1.jpg



МИР ПК - ДИСК. 2004. № 10. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                  17/36
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                ОКТЯБРЬ 2004


программы "цепочки фигур" — центральной и наиболее важной части CCS. Как только "цепочка" будет составлена, можно будет прогнозировать срок окончания всей работы.

images/m_fischer7_p17-19-2.jpg

В своём предсмертном письме от 24 апреля 1995 г. (Москва, Россия) М.Ботвинник подробнее рассказал об открытом им принципе "цепочки фигур": Сражение на всей доске разбивается на множество местных (образуемых небольшими "цепочками фигур"). При этом выделяются наиболее важные цепочки; с помощью небольшого перебора ходов они оцениваются, что и определяет наиболее разумный ход в партии. Сейчас завершается "программа цепочки" — остальное будет сравнительно простым делом.

В одной из "секретных" комнат Дома шахматиста на Гоголевском бульваре (Москва, Россия) он продолжал заниматься исследовательской деятельностью до самого последнего дня, веря, что это будет большое событие, которого в научном мире ждут уже не один год — также и в корпорации Hewlett-Packard, поставившей компьютерное оборудование, в том числе новейший Pentium (из письма М.Ботвинника от 24 апреля 1995 г.). Он мечтал, что дискеты с этой новой шахматной программой будут пользоваться широким спросом во всем мире. В его записной книжке родные и близкие позднее прочли: Деньги потеряны — ничего не потеряно. Здоровье потеряно — много потеряно. Мужество потеряно — всё потеряно. В своей жизни Ботвинник терял и деньги, и здоровье. Но мужество — никогда (из статьи С.Сетунской "Жизнь в клеточку.", "Новая газета", Россия, 2004 г.).

Свидетельствует его племянник Игорь Ботвинник: "Когда он заболел, говорил врачам: «Мне нужно два-три светлых месяца, чтобы закончить научную работу». 3 мая 1995 г., когда ему оставалось жить два дня, принялся диктовать для математиков разъяснения по алгоритму. Делать это было уже тяжело, брал паузы, извинялся. Гордый человек, он не нуждался ни в чьей жалости. То, что было сделано в этот день, не отличить от написанного здоровым Ботвинником... Последней его просьбой было обратиться к бизнесменам и собрать деньги на завершение шахматной программы CHESS COMPUTER SAPIENS (CCS)" (журнал "64 - Шахматное обозрение", Россия, 1996 г., № 5).

Михаил Моисеевич Ботвинник умер 5 мая 1995 года в Москве. Ему шёл 84-й год. Незадолго до смерти, в статье-завещании для испанского журнала "Хаке" (апрель 1994 г.),




МИР ПК - ДИСК. 2004. № 10. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                  18/36
ФИШЕР ПРОТИВ ШАХМАТНОГО КОМПЬЮТЕРА                                                ОКТЯБРЬ 2004


он писал: Метод решения переборных задач будет найден, а попутно компьютер будет понимать шахматы на человеческом уровне. Поскольку компьютер обладает неизмеримо большими ресурсами, нежели человек, то искусственный шахматист сможет превзойти шахматиста живого. И когда это произойдёт, компьютер не будет играть ни в активные шахматы, ни в блиц, он будет играть в настоящие, серьёзные шахматы, демонстрируя их глубину, их логическую красоту — для этого искусственный шахматист и создаётся.

images/m_fischer7_p17-19-3.jpg

Г.Каспаров и М.Ботвинник — противоположности сходятся...




ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
БЛОК № 31:
КОМПЬЮТЕР УЧИТСЯ ИГРАТЬ
(продолжение).
В 1995 г. в Москве (Россия) прошёл открытый чемпионат России по компьютерным шахматам. В группе специализированных компьютеров победил многократный чемпион мира MEPHISTO (Германия), изготавливаемый по лицензии в г. Киеве. Двухкруговой турнир в группе шахматных программ выиграла действующая чемпионка мира HIARCS (Великобритания). "Оба чемпиона мира заняли первые места в своих подгруппах, однако российские программы совсем не походили на статистов. В первом же туре HIARCS, пoжертвовав пешку, получила грозную позицию против МИРАЖ'а, однако тот жертвой трёх (!) пешек подряд сумел переломить ход борьбы и победить. Подобный каскад жертв не часто встречается в соревнованиях шахматных роботов" (В.Рыбинкин).
HIARCS 3.0 - МИРАЖ
Cицилианская защита
1. e4 c5 2. Кf3 d6 3. d4 cd 4. К:d4 Кf6 5. Кc3 a6 6. Сg5 e6 7. f4 Сe7 8. Фf3 Кc6?!
Возможно, новинка. Во всяком случае "личная" разработка МИРАЖа. С этого хода
начинается самостоятельное творчество машин (до сих пор обе программы играли по
справочнику).
9. К:c6?! (лучше 9. 0-0-0) 9... bc 10. 0-0-0 d5 11. e5 Кd7 12. С:e7 Ф:e7 13. Сe2
0-0 14. Сd3 Кc5 15. g4 Лb8 16. Лdf1 Сd7 17. h4 Лb6 18. h5 К:d3+ 19. Ф:d3 h6?!
Конечно, сильнее 19... Фb4, но в последний момент МИРАЖ сменил его на ход в
партии, опасаясь прорыва.
20. g5!? hg 21. h6 g6 22. Фg3 gf 23. h7+ Крh8 24. Ф:f4 Сe8 25. a3?! c5
26. Лh2 Сc6 27. Кd1 Лbb8 28. Кe3 c4 29. Кg4?!
Найти столь длинный манёвр коня для программы очень непросто. Укрытый за
вражеской пешкой, чёрный король недоступен для тяжёлых фигур, поэтому
подключение коня к атаке производит сильное впечатление... и, возможно, является
решающей ошибкой. Впрочем, в этот момент все присутствующие были уверены, что
белые форсированно выигрывают.
29... c3! 30. bc d4!!
Только так! Проигрывает 30... Ф:a3+ 31. Крd2 Фe7 32. Кh6 Лb7 33. Кg8 Фd8 34. Фh6
со страшной угрозой 35. Фg7 + .
31. cd Ф:a3+ 32. Крd2 Фb4+ 33. Крd1 (здесь HIARCS предложил ничью, имея в
виду 33... Фb1+, но чёрных ничья уже не устраивает) 33... f5!
Жертва третьей пешки окончательно проясняет ситуацию: атака неотразима.
34. Кf6 Фc3! 35. Крc1 Лb4! 36. Лh3 Фb2+ 37. Крd2 Л:d4+ 38. Ф:d4 Ф:d4+
39. Лd3 и, не дожидаясь ответа, белые сдались. (Примечания В. Рыбинкина, автора
программы МИРАЖ).



МИР ПК - ДИСК. 2004. № 10. ШАХМАТЫ И КОМПЬЮТЕР                                                  19/36







из Части 5     ▲ В начало текущей






Последнее обновление 23.01.2011, size= 18 997 bytes

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com