1340/Trainers.htm
ЭСТЕТИКА     ▲ Выше     Глава 4
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 3.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )



ТРЕНЕРЫ.

В разные годы Ботвинник в целях более эффективной подготовки к соревнованиям привлекал к сотрудничеству с ним опытных тренеров и ряд первоклассных шахматистов в качестве спарринг-партнеров. Среди тренеров были Вячеслав Рагозин, Григорий Гольдберг, Илья Кан... Ряд тренировочных партий или мини-матчей он сыграл и с гроссмейстерами Юрием Авербахом, Давидом Бронштейном, Тиграном Петросяном. В дальнейшем, в 60-80-х годах, государственная поддержка оказывалась и другим претендентам для ответственных состязаний на высшем уровне в интересах сохранения шахматной короны в СССР. Постепенно число таких «помощников» все увеличивалось. В 1987 году Ботвинник недвусмысленно высказался по этому вопросу: «Чемпионы так же, как некогда короли, разъезжают с большой "свитой"; думаю, что пользы это приносит мало. Достаточно одного помощника, но зато хорошего. У меня таким был В.Рагозин. С ним я завоевал первенство мира».

И все же остается фактом, что именно с Ботвинника началась в стране тенденция, особенно ярко проявившаяся в 70-80-х годах, составления внушительных команд и «штабов» в период матчей на первенство мира.



ГОЛЬДБЕРГ

ГОЛЬДБЕРГ Григорий Абрамович (29 июля 1908, Царское Село, ныне г.Пушкин, — 1 декабря 1976, Москва). Тренер М.Ботвинника в трех матчах на первенство мира (1957-60). Талантливый организатор шахматной жизни в СССР.

«Гриша Гольдберг был высоким, стройным и длинноногим, — писал Ботвинник о своём друге, которого знал с 15 лет. — Глаза его как бы высверливали собеседника, лицо мужественное, а волосы — разного цвета». Все, за что ни брался Гольдберг, давалось ему легко. Увлекся шахматами — стал мастером (1939), начал играть в настольный теннис — быстро достиг первого разряда. Задумал организовать при родном обществе «Труд» Всероссийскую детскую шахматную школу, и она стала кузницей талантов (1963). Через три года (1966) по его инициативе создается в Институте физкультуры (ГЦОЛИФК) шахматное отделение, специализирующееся на подготовке шахматистов и тренеров. Среди его первых выпускников были гроссмейстеры Балашов, Чехов, Ахшарумова, Зайцева...

Как признался Ботвинник, впервые он почувствовал шахматную силу Гольдберга в 1932 году на чемпионате Ленинграда, одном из сильнейших в истории города. «Гольдберг дебют и середину игры разыгрывал своеобразно, в теории он не был силен, но плохих ходов не делал. Я чувствовал, что мой партнер нарушает общепринятые каноны, играет "неправильно", но как бороться с этой манерой ведения шахматного боя — не знал! Отложили мы партию в объективно проигранной для меня позиции...»

При доигрывании Ботвиннику все же удалось спастись. Кстати, в том соревновании Ботвинник «отдал» соперникам только одно очко, сыграв вничью с Гольдбергом и Ильиным-Женевским и обыграв всех остальных. Гольдберг также выступал успешно, заняв 6-е место среди 12 участников.

Четверть века спустя Ботвинник предложил мастеру Гольдбергу быть его секундантом в третьей дуэли с Василием Смысловым (1958) и не пожалел об этом. «Во время матча я понял, где Гриша поистине силен как шахматный мастер. Он блестяще знал и анализировал эндшпиль. При анализе неоконченных партий в эндшпиле он оказал мне неоценимую поддержку» (Ботвинник).

Кроме практической помощи важную роль для Ботвинника играл и моральный дружеский «допинг» — жизнерадостность Гольдберга, умение вовремя «отпускать меткое словцо», способность разрядить напряжение и снять накопившуюся усталость. До последнего дня Гольдберг работал в Институте физкультуры, стараясь не думать о больном сердце...

Григорий Гольдберг

Григорий Гольдберг вручает президенту МОК лорду Килланину миниатюрные шахматы. ГЦОЛИФК, 1976.



КАН.

КАН Илья Абрамович (4 мая 1909, Самара — 12 декабря 1978, Москва), советский шахматист и тренер, секундант М.Ботвинника во время матча на первенство мира с В.Смысловым (1954).

Илья Кан.

Илья Кан

В 14 лет переехал в Москву, где и научился играть в шахматы. Его отец в молодости сыграл в сеансе вничью с Михаилом Чигориным и был в семье непререкаемым шахматным авторитетом. Во время 1-го Московского международного турнира 16-летний Илья, уже досконально изучивший самоучитель Э. Шифферса, был завсегдатаем залов гостиницы «Метрополь», где сражались корифеи шахмат. Он и представить себе не мог, что пройдет 10 лет, и на равных будет играть с казалось недосягаемыми Эм.Ласкером и X.Р.Капабланкой.

В 1929 году, дебютировав в чемпионате СССР, И. Кан занял 3-е место. Вспоминая его первое выступление в отечественной элите, гроссмейстер В. Рагозин писал: «Двадцатилетний шахматист показал себя опытным турнирным бойцом. Причем уже тогда создалось неправильное мнение о стиле молодого мастера, сохранившееся и поныне. Кан всегда стремился к ясным и позиционно здоровым построениям. Это стремление и ввело в заблуждение критиков, отнесших Кана к разряду позиционных шахматистов. Между тем, во многих партиях Кана развязка, подчас весьма неожиданная, наступала после сложной тактической борьбы. Именно высокое тактическое искусство, умение в сложных и трудных позициях найти ключ к ним, выдвинуло молодого мастера в число ведущих советских шахматистов».

По всей видимости, долго не мог приспособиться к стилю игры Кана и лидер советских шахматистов Михаил Ботвинник, проиграв ему на чемпионате СССР 1929 года в 19 ходов, в матче профсоюзных команд Москвы и Ленинграда, получив чистый мат на 40-м ходу и сделав роковую ошибку на 21-м ходу во 2-м Московском международном турнире. О второй из этих побед Кан писал: «Небезошибочная, но интересная партия, одна из самых трудных и напряженных в моей шахматной практике».

Кан — Ботвинник, Ленинград, 1930

Кан — Ботвинник, Ленинград, 1930

На 2-м Московском международном турнире Кан поделил 6-7-е места с Григорием Левенфишем среди 20 участников и удостоился похвалы Эм. Ласкера. А через год настал черед Капабланки воскликнуть: «О, Кан! Молодец!», когда московский мастер выиграл у одного из его конкурентов — гроссмейстера С. Флора. На этом двухкруговом турнире Ботвинник дважды расквитался со своим «обидчиком» Каном.

Тридцать лет спустя шахматные дорожки друзей-соперников Кана и Ботвинника вновь пересеклись. На этот раз чемпион мира пригласил опытного аналитика Илью Кана в качестве тренера-секунданта в матче 1954 года против Василия Смыслова.

Кан был известным шахматным теоретиком и литератором, автором многих книг, составителем и редактором сборников партий и других шахматных материалов.

Соч.: Шахматное творчество Н.Д.Григорьева, 2 изд., М., 1954; Защита, М., 1960; Шахматные встречи, М., 1962; Шахматист Николай Рюмин, М., 1968; Шахматные баталии, М., 1970; Законы шахматных сражений, М., 1971; От дебюта к миттельшпилю, М., 1978.



РАГОЗИН

РАГОЗИН Вячеслав Васильевич (8 октября 1908, Петербург — 11 марта 1962, Москва), международный гроссмейстер (1950), многолетний тренер и секундант М.Ботвинника в период его борьбы за мировое первенство.

Вячеслав Рагозин.

Вячеслав Рагозин

«Жизненный путь Славы, — пишет Ботвинник в своих воспоминаниях о друге и тренере, — был нелегким: после школы пошел на хлебозавод, там получил травму — кисть правой руки была повреждена. Потом не без труда закончил строительный институт — мешали шахматы, которым он отдавал свою душу...»

Именно в шахматах Вячеслав Рагозин нашел свое призвание. Он был участником более 60 турниров (в 17 из них занимал 1-2-е места!) и трех матчей, в том числе двух — за звание мастера и гроссмейстера. В первом из них (1930) Рагозин со счетом +6, -4, =4 победил мастера А.Ильина-Женевского, а во втором (1946) со счетом +7, -3, =2 — гроссмейстера И.Бондаревского. Лишь в матче с М.Ботвинником шестью годами ранее (см. Рагозин — Ботвинник матч, 1940) он потерпел неудачу, не выиграв из 12 партий ни одной и 7 сведя вничью...

12 раз играл Рагозин в чемпионатах СССР. Успешными были его выступления во 2-м и 3-м Московских международных турнирах (1935 и 1936), турнире памяти Чигорина (1947; 2-е место, опередив Кереса, Смыслова, Болеславского, Котова, Бондаревского и Глигорича), в матчах команды СССР против шахматистов США и Великобритании (1945-47; 6,5 из 8!). Наконец, Рагозин стал вторым в истории шахмат чемпионом мира по переписке, победив в первенстве 1955-59 годов.

Рассказывая о «тайнах» своей творческой лаборатории, Рагозин отмечал «любовь к самостоятельному анализу. Сотни позиций из дебюта, миттельшпиля и эндшпиля были проанализированы мной в первый период моего совершенствования». В практической же игре «я всегда был увлечен процессом борьбы, поисками оригинальных идей. Это мне приносило много радостей, но и подчас немало огорчений: из-за цейтнотов и утомления мне не всегда удавалось реализовать намеченные планы и идеи».

Среди великолепных произведений шахматного искусства были его партии, выигранные у Эм.Ласкера, Р.Шпильмана, Г.Штальберга, М.Найдорфа, А.Лилиенталя, С.Решевского и др. Самой «любимой» его партией была победа над вторым чемпионом мира. Вот ее окончание, где, как пишет Рагозин, «мне удалось бдительность Ласкера "обмануть" благодаря оригинальной идее: ловля ладьи слоном».

Ласкер — Рагозин, Москва, 1936

Ласкер — Рагозин, Москва, 1936

Большое внимание уделял Рагозин разработке методов рациональной подготовки к шахматным боям. Его творческое содружество с М.Ботвинником в этом плане началось еще в середине 30-х годов. Так, готовясь ко 2-му Московскому международному турниру, они, живя в Зачеренье, недалеко от Луги, вместе занимались спортом, анализом, играли тренировочные партии. Одну из них, ярко раскрывающую самобытное дарование Рагозина, Ботвинник привел много лет спустя в своих воспоминаниях (1984).

Ботвинник — Рагозин, Зачеренье, 1936

Ботвинник — Рагозин, Зачеренье, 1936 Ботвинник — Рагозин, Зачеренье, 1936 Ботвинник — Рагозин, Зачеренье, 1936

(Ценой жертвы коня и ферзя за две ладьи Рагозин достигает прекрасного расположения своих фигур, создает опасные угрозы в лагере противника.)

Ботвинник — Рагозин, Зачеренье, 1936 Ботвинник — Рагозин, Зачеренье, 1936

(Здесь, как указывает Ботвинник, ему следовало играть 23. Фd2 ed 24. Се3 Ла1.)

Ботвинник — Рагозин, Зачеренье, 1936 Ботвинник — Рагозин, Зачеренье, 1936

Многое сделал Рагозин для шахмат и как теоретик, журналист и организатор. В турнирную практику вошел ряд его дебютных открытий, в их числе «Защита Рагозина»: 1. d4 d5 2. с4 е6 3. Кс3 Kf6 4. Кf3 Сb4. Идея защиты — фигурная борьба, подготовка продвижения е6-е5 и другие идеи игры в центре и на ферзевом фланге.

С 1947 года и в течение 15 лет Рагозин вел организационную работу в ФИДЕ, будучи ее вице-президентом, в тот же период (1946-62) он был главным редактором журнала «Шахматы в СССР».

Соч.: Избранные партии, М., 1964; Kandidatenturnier fur Schachweltmeisterschaft, Bled — Zagreb-Beograd, 1959, Beograd, 1960 (соавт.).

Лит.: Васильев В., Дважды гроссмейстер, в его кн.: Шахматные силуэты, М., 1961; В.Рагозин (автор-сост. М. Юдович), М., 1984.





ЭСТЕТИКА     ▲ В начало текущей     Глава 4






Последнее обновление 03.11.2005, size=16 812 byte

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com