1340/Combination.htm
КОМБИНАЦИИ     ▲ Выше     МЕТОД ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 3.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )



КОМПОЗИЦИЯ.

Ботвинник всегда с повышенным интересом относился к шахматной композиции. А основным критерием оценки была ее близость к практической партии. Это привело его к публикации во многом ошибочной статьи «Сумбур в композиции» («Шахматы в СССР», 1936, № 3). В дальнейшем, правда, он признавал иногда и важность задачной композиции: «Хотя задачи в известной степени независимы от практической игры, они, несомненно, способствуют популярности шахмат». В ряде последующих публикаций, преимущественно предисловиях к книгам советских композиторов, Ботвинник постоянно подчеркивал свою приверженность к этюдной композиции. Особенно восхищали его этюды композиторов Сергея Каминера (1908-1938), Марка Либуркина (1910-53), Гии Надареишвили (1921-92). Он писал, например, что «основа таланта Г. Надареишвили состоит в том, что он умеет яркие, остроумные идеи облачать в естественную, будничную форму, привычную для шахматиста-практика. В этом, быть может, и заключается и трудность, и прелесть его композиций» (1976). А в предисловии к книге этюдов Каминера и Либуркина (1981) он выразил надежду, что «читатели получат истинное эстетическое удовольствие от этих художественных композиций».

Аналитический склад ума и стремление докопаться до истины в эндшпиле — этой труднейшей части шахматной игры — приводили порой к тому, что Ботвинник находил в практической партии чисто этюдное продолжение, то есть единственный путь к победе или ничьей, достигаемый, как известно, в шахматной композиции. В отдельные годы Ботвинник на основе практики и сам составлял этюды, все они публиковались в шахматной прессе. Первый из них был сочинен еще в 1925 году и явился переработкой окончания его партии с ленинградским шахматистом 1-й категории Н. Лютовым. И в дальнейшем идеи его этюдов, как правило, были навеяны практической игрой. Всего с 1925 по 1958 годы он составил 10 этюдов. Годы их публикации -1925, 1939, 1941, 1944, 1945, 1949, и по два этюда в 1952 и 1958 годах. Вот три из них.

1939

белые выигрывают, так как черная пешка а6 отнимает у своего короля поле, необходимое для сохранения оппозиции. В результате — черные теряют обе пешки «а».

1949

1952

Будучи сторонником этюдной композиции, Ботвинник исходил из того, что «эти произведения влияют на развитие эстетического вкуса шахматистов-практиков, комбинационного зрения и счетных способностей шахматиста».





КОМБИНАЦИИ     В начало текущей     МЕТОД ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ






Последнее обновление 03.11.2005, size= 5 897 byte

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com