1330/13f.htm
ТАЙМАНОВ—БОТВИННИК, 1953.     ▲ Выше     ЧИГОРИНА МЕМОРИАЛ, 1947.
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 2.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )



ФЛОР — БОТВИННИК МАТЧ, 1933

ФЛОР — БОТВИННИК МАТЧ, 1933 (28 ноября — 19 декабря, Москва — Ленинград) проводился из 12 партий по инициативе гроссмейстера Чехословакии Сало Флора (см. в разделе Алехин).

Готов ли был чемпион СССР Михаил Ботвинник успешно противостоять лучшим зарубежным мастерам? Этот вопрос волновал тогда советскую шахматную общественность. Многие опытные шахматисты были настроены пессимистично. Но председатель Всесоюзной шахматной секции Н.В.Крыленко (1885-1940) был тверд: «Матч будет, мы должны знать свою подлинную силу». И Ботвинник начал готовиться. Впервые ему предстояло играть международный матч, да еще с таким серьезным соперником. В начале 30-х годов С.Флор, победив в нескольких крупных международных турнирах, уже считался одним из претендентов на мировое первенство.

Проанализировав более ста партий Флора, Ботвинник пришел к выводу, что предстоящий противник — тонкий стратег и блестяще чувствует себя в эндшпиле. Что характер его игры в последнее время изменился: еще недавно шахматист комбинационного стиля, он стал тяготеть к позиционной борьбе, к решению возникающих проблем голой техникой. Что дебютный репертуар его довольно ограниченный — белыми избирает преимущественно ферзевый гамбит, который разыгрывает виртуозно, а черными на 1. d4 отвечает большей частью принятым ферзевым гамбитом, а на 1. е4 — защитой Каро-Канн. Наконец, что Флор не всегда психологически устойчив к отдельным, хотя и крайне редким, поражениям. Отсюда им были сделаны необходимые выводы.

И все же матч — первые шесть партий его, игранных в Москве в Колонном зале Дома союзов, — начался неудачно для Ботвинника. Уже в 1-й партии Флор, играя черными, изящной комбинацией в эндшпиле принудил соперника к сдаче на 41-м ходу. А в целом в первой половине матча Ботвинник четыре партии свел вничью и две проиграл. При этом в 6-й партии, как и в 1-й, Флор четко использовал в эндшпиле «преимущество двух слонов над двумя конями» и увеличил счет...

Вторая половина матча проходила в Ленинграде. В спасение Ботвинника, то есть достижение им ничейного результата состязания, уже почти никто не верил. «Выиграть у "непробиваемого" Флора две партии из шести — утопия», — утверждали обозреватели.

Но они плохо знали Ботвинника. Не говоря уже о том, что здесь он оказался среди давних друзей, в привычной обстановке, где, как говорится, и «стены помогают». От горького привкуса поражений скоро не осталось и следа. Состязание для него началось как бы снова. То был своеобразный матч-реванш за поражение в Москве. А сила его в такой ситуации уже тогда была продемонстрирована блестяще. Так, внимательный анализ 1-й партии позволил Ботвиннику найти ресурсы для усиления игры в дебютной стадии. И на 9-ю партию он явился «во всеоружии». Флор безмятежно пошел навстречу планам своего соперника, повторив до 10-го хода вариант первой встречи. Тем более, что две ничьи в предыдущих партиях — седьмой и восьмой — создали у него иллюзию, будто противник примирился с неблагоприятным исходом матча и что до конца его бури не предвидится.

На этот раз Ботвинник уверенно провел всю партию от начала до конца, и «подорвавшийся на мине корабль» Флора пошел ко дну... Разрыв в счете был сокращен.

Ботвинник — Флор, Ленинград, 1933, 9-я партия матча

Ботвинник — Флор, Ленинград, 1933, 9-я Ботвинник — Флор, Ленинград, 1933, 9-я

А успех в следующей 10-й партии стал возможен благодаря предматчевой подготовке. Ботвинник обратил внимание на то, что в голландской защите в практике Флора еще ни разу не встречался вариант «каменная стена» и, применив его, предпринял наступление на королевском фланге. Флор не разобрался в тонкостях незнакомой позиции, сыграл пассивно и уже на 31-м ходу прекратил сопротивление.

Ленинградцы приветствовали успех своего земляка. Последние две встречи закончились вничью. Таким образом, окончательный счет матча стал 6:6 (+2, -2, =8).

Так было успешно выдержано первое для молодого советского чемпиона испытание. Стало ясно, что он уже подошел к уровню игры сильнейших гроссмейстеров мира.





ТАЙМАНОВ—БОТВИННИК, 1953.     ▲ В начало текущей     ЧИГОРИНА МЕМОРИАЛ, 1947.






Последнее обновление 03.11.2005, size= 7 523 byte

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com