1330/10r.htm
ПАЛЬМАДЕМАЛЬОРКА — ТУРНИР, 1967.     ▲ Выше     САБО
В.Линдер, И.Линдер . "Энциклопедия шахмат".
Ботвинник
Глава 2.
(см. CD "Энциклопедия шахмат", Москва, 1 сентября 2000 года )



РАГОЗИН — БОТВИННИК МАТЧ, 1940.

РАГОЗИН — БОТВИННИК МАТЧ, 1940 (2-29 мая, Ленинград). Состязание из 12 партий носило тренировочный характер и было организовано спортивным обществом «Строитель Центра» и Ленинградским клубом мастеров спорта по инициативе В.В.Рагозина.

После напряженной борьбы — партии игрались три раза в неделю — матч закончился со счетом 8,5:3,5 (+5, -0, = 7) в пользу Ботвинника. В лекции об итогах этого соревнования он отмечал: «Несмотря на неудачный результат матча, Рагозин показал в общем хорошую игру. Во всех 12 партиях им допущено лишь несколько ошибок, однако эти ошибки оказались весьма существенными, и в конечном итоге Рагозину не удалось довести ни одной партии до победы».

В подтверждение этого Ботвинник привел ряд позиций из 2-й, 4-й, 9-й партий, в которых его соперник соответственно добился «значительного преимущества», «в примерно равной позиции нашел очень тонкую жертву пешки», «превосходной игрой отложил партию в выигрышном положении». Но во всех случаях Рагозину не удалось использовать благоприятно сложившихся для него ситуаций. В одних случаях он недооценивал противника, в других без всяких оснований уклонялся от ничьей и... проигрывал «Уметь вовремя согласиться на ничью — большое искусство!» — заключил Ботвинник.

Обратило на себя внимание в матче и разнообразие дебютного репертуара: ферзевый гамбит, английское начало, голландская партия, защита Нимцовича, французская защита, испанская партия, защита Грюнфельда. 8 дебютов в 12 партиях — другого подобного примера в матчевой борьбе трудно найти!

Ботвинник — Рагозин, Ленинград, 1940, 5-я партия матча

Ботвинник — Рагозин, Ленинград, 1940, 5-я Ботвинник — Рагозин, Ленинград, 1940, 5-я

На 32...Kpd6 последовало бы 33. Л:d7+! «После принятия черными жертвы пешки давление белых возрастало постепенно, но неуклонно» (Ботвинник).

Ботвинник — Рагозин, Ленинград, 1940, 5-я


РЕШЕВСКИЙ

РЕШЕВСКИЙ (Reshevsky) Сэмюэл (26 ноября 1911, Озеркув, Польша, 4-е апреля 1992, Спринг-Вэлли, штат Нью-Йорк), американский шахматист, международный гроссмейстер, претендент на мировое первенство, участник матч-турнира на мировое первенство 1948 года.

Сэмми можно назвать «чемпионом мира» среди вундеркиндов. Мир не видел ничего подобного — 6-летний мальчик, одетый в матросский костюмчик, давая сеанс членам Венского шахматного клуба, выигрывал партию за партией. Шахматисты, умудренные опытом и убеленные сединами, были поражены случившимся. Они не находили этому событию нормального объяснения. А Решевский впоследствии вспоминал: «Шахматы были для меня уже тогда нормальной человеческой функцией, чем-то вроде дыхания. Они не требовали сознательного усилия. Также как люди делают вдох и выдох, я делал ходы».

Ему еще не исполнилось одиннадцати лет, когда он впервые принял участие в турнире мастеров. Эдуард Ласкер, Осип Бернштейн, Давид Яновский — с такими корифеями, он встретился в 1922 году в Нью-Йорке. На всю жизнь запомнилась ему партия с Яновским.

«Мальчишка понимает в шахматах не больше, чем я в ходьбе по канату! Посмотрите на его позицию! Ему же скоро будет нечем ходить! Полный паралич!» — воскликнул Яновский, обращаясь к Эд. Ласкеру после 12 ходов. Постепенно атака его усиливалась, но соперник удивительно цепко защищался.

Яновский — Решевский, Нью-Йорк, 1922

Яновский — Решевский, Нью-Йорк, 1922

38. h4 (потом Яновский сокрушался, что не пошел 38. Kg5+! форсируя выигрыш) 38... Фc6 39. h5 (и вновь надо было играть 39. Kg5+) 39...Kh8 40. Kg5+?! (можно сказать, что лучше никогда, чем так поздно!) 40...hg 41. fg Kg6! 42. Лg3 Kpg7 43. Лh3 Лh8! 44. hg Л:bЗ+ 45. Kp:h3 (Этот ход Яновский записал и во время перерыва вновь подошел к Эд. Ласкеру: «Вы были правы. Мальчик — чудо. Чувствую, что партию я проиграю».) 45... Лh8+ 46. Kpg3 Ф:а4 47. Фf3 f4+! 48. Kpg4 Фс2 49. Ф:f4 Фе2+ 50. Kpg3 Фd3+ 51. Kpg2 Фе2+ 52. Kpg3 Фh2+ 53. Kpf3 Лf8 54. Фf6+! Kpg8! 55. d7! Л:f6 56. gf Фd2 57. Лh1? (следовало играть 57. g7) 57...Фd3+ 58. Kpg2 Ф:g6+, и вскоре Яновский остановил часы.

Сэмюэл Решевский.

Сэмюэл Решевский

«Я победил великого мастера!» — воскликнул счастливый Сэмми и бросился к отцу на шею.

Тринадцать лет спустя двукратный чемпион США Решевский приехал в Европу и уверенно первенствовал в Маргите (1935), опередив Капабланку и выиграв у него в личной встрече.

Решевский — Капабланка, Маргит, 1935

Решевский — Капабланка, Маргит, 1935

После этой победы мастер Петр Романовский писал: «Несомненно в лице Решевского шахматный мир получает крупнейшего мыслителя, имеющего все шансы претендовать в будущем на завоевание мирового первенства».

И этот прогноз оправдался. В 1948 году Решевский был участником матч-турнира на первенство мира и занял 3-4-е места вместе с П.Кересом. Он оставался претендентом и в 42 года, когда занял 2-4-е места на турнире в Цюрихе (1953), и в 57 лет, когда проиграл четвертьфинальный матч В.Корчному, а в 62 — он в последний раз выступил на межзональном турнире в Петрополисе (1973).

Решевскому доводилось одерживать победы кроме Капабланки и над другими чемпионами мира — Ласкером, Алехиным, Эйве. В состязании 1948 года лишь ему удалось выиграть партию у будущего чемпиона мира Ботвинника. Однако окончательный итог мини-матча был в пользу Ботвинника (+3, -1, = 1), как, впрочем, и общий счет их встреч в разные годы. Тем не менее последняя партия между ними закончилась победой Решевского. Вот окончание этого интересного поединка.

Решевский — Ботвинник, Москва, 1955, Матч СССР-США

Решевский — Ботвинник, Москва, 1955, Матч СССР-США

«Хорошая партия Решевского», — писал М.Ботвинник. Впервые они встретились за шахматной доской двумя десятилетиями раньше — в Ноттингеме и «АВРО»-турнире.
— Что Вы вообще думаете о Ботвиннике и его месте в шахматах? — такой вопрос среди многих других был задан Решевскому, давшему пространное интервью журналу «64 — Шахматное обозрение» в 1991 году.

Ответ был лаконичен:
— Всем известно, что он один из величайших шахматистов, признанных во всем мире... Как чемпион он оказал большое влияние на шахматный мир.

Кстати, в Москву Решевский приехал в тот год, чтобы участвовать в соревнованиях, посвященных 70-летию В. Смыслова. Невысокого роста, в светлой кепочке 80-летний Сэмми сидел за шахматным столиком, словно заряжаясь от игры энергией. В кубке мира среди ветеранов по быстрым шахматам Решевский встречался в матче со Смысловым. Проигрывая 0:2, он сумел затем переломить ход борьбы, выиграв подряд две партии, и свел матч вничью! Овации и признательность шахматистов стали для него лучшей наградой. Очевидец финала Гарри Каспаров сказал: «Решевский продемонстрировал фантастическую технику».

«Борьба, соперничество — вот что привлекает меня в шахматах», — говорил Решевский. Он не мог жить без шахмат, но и не мог жить на одни доходы от шахмат. Чтобы содержать семью, вынужден был работать бухгалтером, но постоянно возвращался в «родные Пенаты королевства Каиссы».

Решевский скончался на 81 году жизни. В посвященной ему статье Ботвинник поставил гроссмейстера в один ряд с самыми знаменитыми корифеями Северной Америки: «В последние 150 лет США дали миру плеяду великих мастеров: Морфи, Пильсбери, Маршалла, Файна, Решевского, Фишера. В настоящее время страна, к сожалению, не имеет достойных преемников. Но когда таланты вновь появятся, они смогут взять пример с глубокого и бескомпромиссного шахматного борца Сэмюэля Решевского».

Соч.: Reshevsky on chess, N.Y., 1948; Zo schaakt Reshevsky, Lochem, 1950; Meine Schachkarriere, В., 1957; How chess games are won, N.Y., 1962; Great chess upsets, N.Y., 1976.

Лum.: Kagan В., Samuel Rzeschevski, das Schachwunderkind, В., 1920; De Amerikaansche Schackmeeste Reshevsky to Rotterdam, Haag, 1937.



РОМАНОВСКИЙ

РОМАНОВСКИЙ Петр Арсеньевич (29 июля 1892, Петербург — 1 марта 1964, Москва), один из сильнейших шахматистов СССР в 1920-х годах, соперник Ботвинника на рубеже 20-30-х годов. Шахматный педагог, теоретик, историк и литератор, международный арбитр.

Он был поэтом, лично знал Блока, стихи которого обожал, очень любил Багрицкого. Он был музыкален, виртуозно играя на народных инструментах — балалайке и гармонике, и порой выступал на эстраде, исполняя Бетховена или Листа. Но страсть к шахматам оказалась превыше всего, и именно им он посвятил свою жизнь. Впервые обратил на себя внимание 17-летним юношей, играя во Всероссийском турнире любителей 1909 года, где был единственным участником, выигравшим у первого призера и своего ровесника — Александра Алехина.

Алехин — Романовский, Петербург, 1909

Алехин — Романовский, Петербург, 1909

В следующие годы жизненные пути Романовского и Алехина пересекались неоднократно. Через пять лет они играли на турнире Германского шахматного конгресса в Мангейме. Александр — в главном турнире (1-е место), а Петр — в побочном (2-4-е места). Оба были интернированы, когда началась Первая мировая война. В 1920 году они участвовали во Всероссийской олимпиаде — первом чемпионате Советской России, и Романовский занял 2-е место, а первым был Алехин.

В 1921 году Романовский был одним из основателей первого в Советской России шахматного издания — «Листок шахматного кружка Петрогубкоммуны» и пророчески писал в нем: «Не за горами то время, когда шахматное искусство в России, возрожденное единодушной работой всех его учеников и учителей, займет почетное место на арене грядущих мировых соревнований, в творчестве богатой неиссякаемостью своего источника, прекрасной по глубине своего содержания шахматной мысли».

В том же году Алехин уехал на запад покорять мировой шахматный Олимп, а Романовский через два года покорил Олимп отечественный, став чемпионом РСФСР (1923). На международном турнире в Москве (1925) он стал лучшим из советских участников, поделив 7-8-е места с Рети.

Летом 1927 года, готовясь к чемпионату СССР, шесть лучших шахматистов Ленинграда провели матч-турнир. 1-е место, сделав всего две ничьи, занял Петр Арсеньевич. После острой борьбы его победой завершился следующий поединок с молодым Ботвинником.

Романовский — Ботвинник, Ленинград, 1927, Матч-турнир шести

Романовский — Ботвинник, Ленинград, 1927, Матч-турнир шести

В том же году Романовский вновь стал чемпионом страны. Впервые в чемпионате СССР участвовал Михаил Ботвинник и занял 5-6-е места.

Уже в 20-е годы Романовский проявил себя и как талантливый педагог, ведя занятия в шахматном кружке клуба «Совторгслужащих». Среди его учеников — талантливые мастера Владимир Алаторцев, Виталий Чеховер, Григорий Равинский и другие.

Счастливое детство и трагичная судьба дочерей Петра Романовского.

Счастливое детство и трагичная судьба дочерей Петра Романовского

В начале 1930-х годов Романовский и его ученик Алаторцев — главные соперники молодого шахматного гиганта Ботвинника во всех ленинградских турнирах.

Болезнь сердца, настигшая Романовского в 1939 году, заставила его на время прекратить спортивные выступления. Он жил вместе с четырьмя дочерьми, которым было от 5 до 17 лет. Во время родов младшей Анечки умерла жена. Когда началась война, его назначили директором Центрального шахматного клуба Ленинграда. Страшной блокадной зимой 1942 года за 20 январских дней он лишился всех дочерей. Обессиленного и больного Романовского удалось спасти. Не потерять рассудок и выжить ему помогли шахматы.

Мысль о необходимости закончить начатый труд не оставляла его ни на секунду. Снова и снова он садился за свои шахматные тетради...

«Жизнь и шахматное искусство гармонично в моем миросозерцании слились воедино», — писал Романовский. Яркий пропагандист чигоринских идей, противник шаблона и догматизма в шахматном искусстве, П.А.Романовский и как журналист, литератор, и как историк шахмат, педагог, лектор снискал огромную популярность, особенно среди молодежи. Его прекрасные шахматные труды о середине игры и истории шахмат стали настольными у многих поколений советских шахматистов.

Соч.:
— Матч Алехин-Капабланка на первенство мира, Л., 1928 (соавт.);
— Миттельшпиль. Комбинация и план в шахматной партии, Л., 1929;
— Что каждый должен знать о дебюте, Л., 1929;
— Шахматные идеи на практике, М.-Л., 1930;
— Пути шахматного творчества, М.-Л., 1933;
— Вопросы шахматной методики. Программы шахматных школ разного типа, М.-Л., 1938;
— Избранные партии, М., 1959;
— Миттельшпиль. План, М., 1960;
— Миттельшпиль. Комбинация, М., 1963.

Лит.: Романов И.З., Петр Романовский, М., 1984.





ПАЛЬМАДЕМАЛЬОРКА — ТУРНИР, 1967.     В начало текущей     САБО






Последнее обновление 03.11.2005, size=17 839 byte

© 2005 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина, eMail: atimopheyev@yahoo.com